Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Жизнь и творчество Чезаре Ринальди

4.04.2011

С конца тридцатых годов 17 в. маринизм, по сути, перестает быть явлением литературного развития Италии. Эйфория чувственности, обладающая известной поэтичностью в поэмах, сонетах и мадригалах Марино, сменяется у многих его подражателей штампами, схемами, сухой рационалистичностью.


Эпигоны направления, усвоившие элементы поэтики барокко в своем стремлении поразить читателя доходят нередко до абсурда, как, например, Паоло Адриани, поэт из Виченцы. Идея единосущности поэзии и музыки превращается у него в рабское подражание музыкальному сопровождению. Он настолько подчинил стихосложение музыке, что разделял слова на повторные слоги, указывая их длительность исполнителю. Марио Беттини, иезуит из Пармы (умер в 1657 г.), пытался подражать звукам птичьего языка. Другой маринист 2-й пол. 17 в., Лодовико Лепорео, злоупотреблял небывалыми размерами, внутренними рифмами и повторами в стихах.


Деятельность такого рода поэтов привела к тому, что уже в конце 17 в. новая литературная школа – Аркадия – торжественно прокляла все наследие Марино и его учеников. За этим последовало молчание критики в течение двух веков. Отношение к маринизму критики нашего столетия достаточно негативное. Условный и пустой идеал, никакого чувства реальной действительности, опустошенная схема, избитый репертуар без связи с жизнью общества, полная праздность ума, лирический подъем без тепла, грубый натурализм, прикрытый ханжескими покровами, общие места при претензии на оригинальность, пустота, которой приданы пышные и торжественные формы, безделица в сочетании с абсурдом и парадоксом, поверхностный и неглубокий взгляд на вещи, форма, оторванная от содержания и ему не соответствующая, слово, вне связи с мыслью, ставшее пустым звуком,- таковы черты, роднящие поэтов этого периода независимо от степени их дарования (Ф. де Санктис. История итальянской литературы. Т.2. М., 1964. С. 269.)


Подводя итоги деятельности маринистов, отметим моменты, явившиеся значимыми для последующей литературной традиции:


1. поэты-маринисты выступают как ликвидаторы лирики позднего Возрождения и служат исходной точкой для последующей экспериментальной практики;


2. значительно пополняется арсенал художественно-изобразительных средств лирической поэзии и ее метрических форм;


3. используются принципиально новые, прежде не разрабатывавшиеся темы;


4. развивается свободный, яркий, богатый классический итальянский язык, отличавшийся высокой степенью совершенства благодаря правильности конструкций и тщательному подбору лексики;


5. постепенно усиливается функция напевного и музыкального элементов в поэзии (трели, каденции, вариации, параллели, симметрия, повторы – весь строй музыкальной мелодии складывается уже в лирике), и это приводит к зарождению мелодрамы, или оперы , которой было предначертано столь великое будущее;


6. маринистское течение в значительной мере повлияло на развитие прециозной литературы во Франции, гонгоризма в Испании и эвфуизма в Англии.


Остановимся подробнее на жизни и творчестве Чезаре Ринальди, поэта-мариниста старшего поколения, а точнее одного из прямых предшественников маринизма.


Биографические данные. Имя Чезаре Ринальди упоминается в письме Т. Стильяни от 1627 г. (приписываемом ошибочно Марино) как пример наиболее карикатурной, доведенной до крайности маринистской лирики. В действительности же этот болонский поэт, живший между 1559 и 1639 г г., и в свое время достаточно известный, был более чем простым подражателем. Его можно назвать предшественником концептистской манеры Марино, исходя хотя бы из хронологии его жизни и творчества.


Родившись в зажиточной знатной семье, Ринальди отказался от отцовского наследства в обмен на скромную пенсию и полностью посвятил себя литературе, увлечению театром и живописью. Будучи на десять лет старше Марино, Ринальди был тесно связан с самыми яростными противниками неаполитанского поэта, прежде всего с Стильяни и Муртолой. Был также в дружеских отношениях с болонскими художниками Гвидо Рени, Джанлуиджи Валезио, и в особенности с Августино и Лодовико Караччи, в салоне которого, ставшем самым частым приютом литераторов, процветавших в те времена , он в 1606 г. познакомился с Марино, который тогда бежал из дикой Равенны . К этому времени Ринальди был уже уважаемым поэтом, автором рыцарской поэмы, шести книг Rime (1588-98), за которыми последовали Canzoniere (1602) и Rime nuove (1603). Ринальди принадлежал к венецианской Академии Неизвестных, и именно к нему как к непререкаемому авторитету обращались за оценкой своих произведений молодые поэты. Его авторитет в литературных кругах Северной Италии начала 17 в. основывался на оригинальном развитии поэтом самых изысканных, причудливых и вычурных тем Тассо.


Ринальди познакомился с Торквато Тассо в 1590 г., когда тот проездом был в Болонье, и вручил ему несколько сонетов, в которых было выражено восхищение поэзией автора Освобожденного Иерусалима и желание идти по его стопам.


Стиль Чезаре Ринальди, который в ранний период его творчества определяли как сладостный, чистый, нежный и хрупкий до крайности , уже в начале 17 в. становится, по общему мнению, неясным и напыщенным. В 1602 г. Тассони высмеивает Ринальди в своей работе Considerazioni sopra il Petrarca за то, что он перешел всякие границы, называя idropico il mare gonfiato, paralitici i boschi mossi dal vento, etica l»erba inarsiciata dal freddo (Martignoni C., Secre C. Testi nella storia. Milano, 1998. – P.612).


Нестабильные результаты экспериментальной изобретальности Ринальди преградили дорогу к его устойчивому успеху. Его известность, достигшая своей высшей точки после публикации Писем (1617 и 1620 г г.), окончательно затмевается Марино, который с 1607 г. использует его как посредника для получения картин и гравюр болонских художников, в то же время беззастенчиво переписывая его стихи (с особенной частотой в третьей части сборников Lira и Sampogna ) и обощая его результаты в систему намного более сложную и имеющую поэтическую ценностьсовершенно замлоняя славу болонского поэта.


Творчество Ринальди: Rime .


Ситуация с текстами Rime Ринальди, очень запутанная, еще не изучена. Они были подготовлены к публикации уже в 1583 г., но лишь в 1588 г. поэт публикует Madrigali , разделенные на две части; за ними между 1590 и 1598 г г. появляются следующие четыре книги Rime (части вторая-шестая). За этими шестью сборниками, частично взаимоповторяющимися, следуют в 1602 г. Canzoniere и в 1603 г. Rime nuove , переизданные в 1619 г. после окончательного отбора, осуществленного под контролем автора.


Уже в первых сборниках видна ориентация Ринальди на самые новые и ошеломляющие тематические предложения Тассо-лирика. В Madrigali 1588 г. находят место любые типы женских образов (красавица рядом с уродливой, лысой и заикающейся). Так, например, в мадригале Madonna e balba, e suole тема заикающейся женщины игриво переплетается с темой поцелуя:


Madonna e balba, e suole L»amorose troncar vive parole: : non puo, cambiam le lingue; quella piu grata avro che men distingue; e cosi dolce sia, sciolta la sua, balba la lingua mia.

Тематическая новизна этого мадригала заключается в скандальном желании противопоставить женщину с плохим произношением огромному количеству женщин dulce loquentes (Петрарка, Canzoniere CLIX, 14: et come dolce parla, e dolce ride ) любовной поэтической традиции. Позже тема заикания получила широкое распространение в барочной поэзии вообще и у маринистов в частности:


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"