Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

1820-1822 годы в творчестве Пушкина – расцвет романтизма

13.02.2011

В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная


Личность героя, для романтика свобода – высшее благо. Чтобы лучше


Понять идейно-образное содержание романтического метода надо


Обратиться к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры -


К Узнику . Это своеобразная формула романтического мировосприятия.


Стихотворение открывается образом темницы и томящегося в


Ней узника . Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:


За какое преступление герой сидит ? На какой срок осужден? Как


Происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это


Абсолютно нормально и правильно. Потому что по законам романтизма подобные


Вопросы и не могут возникать.


Основное содержание романтизма – выражение страданий души от


Несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть.


И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя


Чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда


центральные мотивы романтизма – тема свободы, бегства из тюрьмы в


Некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой,


Герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море – стихия.


Мы вольные птицы; пора, брат, пора!


Туда, где за тучей белеет гора,


Туда, где синеют морские края,


Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..


Во время восстания декабристов Пушкин жил в Михайловском. Здесь его


Застала весть о жестокой расправе над ними. Он пишет замечательное


Стихотворение «В Сибирь», которое передает декабристам через Александру


Муравьёву. Поэт призывает их «хранить гордое терпение», говорит о том, что


Их «скорбный труд» не пропадёт, что их дело будет продолжено


Единомышленниками и что «придёт желанная пора» – свобода:


Не пропадет ваш скорбный труд


И дум высокое стремленье.


Оковы тяжкие падут,


Темницы рухнут – и свобода


Вас примет радостно у входа


И братья меч вам отдадут.


Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи


Воодушевляли их. Один из декабристов, Александр Одоевский, в стихотворении


«Наш ответ» пишет Пушкину:


Наш скорбный труд не пропадёт:


Из искры возгорится пламя,


И просвещённый наш народ


Сберётся под святое знамя.


Каждое новое произведение было событием, переписывалось из рук в руки. Об


Этом говорится в стихотворении «Арион», написанном в 1927 году:


…А я – беспечной веры полн, -


Пловцам я пел…


Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается


Верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».


Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и


Имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто


Зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или,


Наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных


Мыслей и чувств? В лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему


Значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт


Великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов.


Рассматривая эту тему в творчестве А. С. Пушкина, в первую очередь нужно


Обратиться к его поэтическому шедевру «Пророк», написанному в 1826 году.


Название и содержание стихотворения говорят нам об использовании Пушкиным


Библейской легенды о пророке Исайе, который находится в отчаянии, видя


Порочность людей, и чувствует себя осквернённым. Согласно легенде, серафим


Очищает пророка от греха и, повинуясь воле Господа, тот должен выполнить


Миссию по исправлению людей. В «Пророке» мы находим интерпретацию Пушкиным


Этой библейской легенды.


Герой стихотворения находится в удручённом состоянии, он томим «духовной


Жаждой», и тут ему является посланник Божий «шестикрылый серафим». Вдруг с


Поэтом происходят чудесные, но мучительные превращения. Он наделяется


Необычной для человека остротой видения окружающего мира. Его ощущения


Описаны в следующих строках:


Перстами легкими, как сон,


Моих зениц коснулся он.


Отверзлись вещие зеницы,


Как у испуганной орлицы.


Далее Пушкин пишет:


Моих ушей коснулся он, -


И их наполнил шум и звон:


И внял я неба содроганье,


И горний ангелов полёт,


И гад морских подводный ход,


И дальней лозы прозябанье.


Теперь поэт посвящён в тайны мирозданья и одарён тонким чувством


Восприятия внешнего мира во всём его разнообразии. Он избавлен от сомнений


И страха, но и этого мало, чтобы стать пророком:


И он мне грудь рассёк мечом,


И сердце трепетное вынул,


И угль, пылающий огнём,


Во грудь отверстую водвинул.


Открывшиеся для поэта возможности, с одной стороны, возвышают его над


Людьми, а с другой, – возлагают на него трудную задачу. Подобно тому, как в


Библейской легенде пророк Исайя наделяется Господом ответственной миссией,


В пушкинском «Пророке» «Бога глас» взывает к поэту:


Восстань, пророк, и виждь, и внемли,


Исполнись волею моей


И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.


Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить


Их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.


Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин


Раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного,


Стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной


Жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в


Нём.


В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о


Своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин


Выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный»


Даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей


Ответственной миссией:


И долго буду тем любезен я народу,


Что чувства добрые я лирой пробуждал


Что в мой жестокий век восславил я свободу


И милость к падшим призывал.


Быть с друзьями в беде – священный долг каждого человека. Высокие


Чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в


Отчаянье. Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил.


Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни


Казалась ему действительность, приходит любовь – и мир озаряется новым


Светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является


Стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные


Слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:


Душе настало пробужденье:


И вот опять явилась ты,


Как мимолетное виденье,


Как гений чистой красоты.


Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые


Черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление


Возвышенного, необычайно прекрасного.


Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о


Любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем,


Что казалось утраченным навсегда.


В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не


Эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья


Любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые,


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"