Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Антифашистская тема в западной литературе

11.02.2011

Между концом первой мировой войны и началом второй не прошло и 20 лет. В 20-е гг в Италии фашизм – государственная идеология. Власть принадлежит дуче, хотя страна – королевство. Здесь явно связь с феодализмом: дюк–герцог. Муссолини.


В 30-е гг. начинает формироваться антифашистская литература. Гитлер и его приближённые очень ясно понимали, что культура, книга – вещь опасная. Недаром во времена реформации выходили списки запрещённых книг.


В тоталитаристических государствах с книгами боролись по-разному. Объявляли книги, противоречащие идеям 3 рейха, сжигали.


В России, если человек признан врагом народа, книги не жгли, а тихо забирали из библиотек, часть оставляли в спецхранилищах, часть пускали под лезвие.


Началась эмиграция. Из Германии выехали братья Манн, Стефан Цвейх, Ремарк, Анна Зелис. Их книги считались опасными.


Бертольд Брехт в 1917 г, когда кончалась война, был студентом фельдшерской школы, практика проходила в госпитале, куда приводили самых тяжёлых раненых. Он пишет балладу, одновременно переполненную едкой сатирой и, с другой стороны, колоритом, мистикой. «Баллада о вечном солдате» – врачи увеченных ставят в строй, далее даже мёртвых. Стихи очень жёсткие, нарочито холодные. Брехт считал, что надо обращаться к разуму, а не чувствам. Это был и принцип его театра Берлинер-ансамбль. Его жена, Елена Вайгель, играла главную роль. В драматургии Брехта очень важно, чтобы помимо текстов были песни, становящиеся комментариями – зонги (Бернс Буш).


Одна из интересных пьес «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть». Это версия прихода Гитлера к власти, сговор фашистских структур с правительством, захват Австрии и усиление Германии. Артуро Уи – сначала шестёрка, в конце оратор, который решает судьбы людей. Очень важно, кто этой карьере содействует.


Антифашистские настроения свойственны немецкой литературе. Леон Фейхтвангер. Тема преследования еврейства. «Семья Оппенгеймеров», «Еврей Зюсс». Произведение исторического характера, где фашизм – аналог жестоких и катастрофических эпох.


«Лже-нерон».


Антифашистския тема в творчестве Т. Манна. Философские романы: «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья».


«Марио и волшебник» Возникает метафора фашизма. Действие происходит в курортном городке, в Италии. Главный герой – иностранец. В центре рассказа – один единственный эпизод. На гастроли пребывает фокусник. Главный герой не хочет идти, но его уговаривает жена. На сцену выходит в бархатном плаще уродливый маленький человек. Он владеет даром гипнотизёра и вскоре толпа взирает на него как на божество. Среди присутствующих оказывается молодой рыбак Марио. Он красив, скромен, мощный. Его волшебник превращает в послушную куклу. Волшебник отключает сознание и Марио меняется. Он становится вульгарным. В зале от эффекта начинает нарастать протест, люди начинают выходить. Волшебник теряет свою мощь. Его власть оказывается не столь неотвратимой, как показалось поначалу. Рассказ заканчивается бегством.


Фашизм силён потому, что ему подчиняются и не противостоят.


Роман Анны Зеерс «Седьмой крест». История побега узников из фашистского концлагеря. Это заключённые борцы с фашизмом. Завязка – побег семи человек из концлагеря. Начальник концлагеря приказывает вкопать семь крестов. В ближайшие несколько дней беглецы уже прикованы к крестам. Одному из беглецов удаётся избегнуть расправы – седьмой крест пуст. Несколько дней, которые герой проводит вне лагеря – основное содержание романа.


Власть Гитлера была неполных 12-ть лет. Люди охвачены страхом. Этот страх, желание выжить, надежда, что есть работа, продукты заставляют людей служить из страха не только перед насилием и из страха потерять то немногое, что они имеют.


Главный герой появляется в доме сестры. Она смотрит на него с опаской, т. к. она понимает, что если его выследят, то её семью подвергнут репрессиям. На кольцах для салфеток выжжена свастика. Значит этот дом фашистский, этот дом – дом врага.


Не многие находят в себе силы противостоять фашизму.


Судьба главного героя – надежда на то, что фашизм будет побеждён.


Антифашистская литература продолжается и после поражения Германии.


Уроки войны не прошли даром. Они определили очень многое в творчестве Бёля. «Где ты был, Адам?», «Бильярд в половине одиннадцатого», «Глазами клоуна».


«Глазами клоуна». Обличение фашизма не центр. Это роман о несложившейся жизни молодого человека. Это история любви. Главный герой несчастен потому, что над его любимой женщиной оказались властны не чувства, а вера. Мария католичка. Для неё догматы веры важнее её чувств. Подчиняясь требованиям духовенства она оставляет своего клоуна. Ганс негодует. Для него её уход к Шниру, их женитьба – это не брак. Это торговля телом, душой. Среди его воспоминаний войска 45 года. Уже понятно, что фашизм обречён, но родители отправляют свою дочь, сестру Ганса, в войска. Понятно, что она обречена. Ганс видит, как она уходит. Ганс не может простить этого родителям, но он не способен мстить. Он способен только порвать с ними все отношения.


Сент-Экзюпери «Письма к заложнику», «Маленький принц».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"