Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Его я считаю мастером русского слова

29.07.2011

Афанасий Фет… Его поэзия свежая и трепетная, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу «Шепот, робкое дыханье…», то почувствовала какой-то особый настрой, приток жизненной силы. Именно это стихотворение стало «самым фетовским», своеобразным поэтическим «автопортретом». Ведь это просто чудо! Стихотворение построено только из именительных предложений. Ни одного глагола. Только предметы и явления, называемые одно за другим. В то же время предметным стихотворение не назовешь. Это и есть, возможно, именно чрезвычайное и неожиданное. Предметы у Фета непредметные. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с ней связаны. Главный смысл – между словами, за словами. Именно по словам развивается и основная тема стихотворения – чувство любовь, чувство тончайшее, невыразимое.


Ряд волшебный изменений


Милого лица,


В дымных щечках пурпур розы,


Отблеск Янтаря,


И лобзания, и слеза,


И заря, заря!..


Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того – вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизной. Фет писал: «Под новизной я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства». И вот читаем его «Я пришел к тебе с приветом…».


Я пришел к тебе с приветом,


Рассказать, что солнце встало,


Что оно горячим светом


По листам затрепетало.


Рассказать, что лес проснулся…


Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: «Я пришел к тебе с приветом, рассказать…». Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт будто специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это производит сильное художественное впечатление. А какой прекрасный его пейзаж! Перед нами стоит российская весна:


Уж верба вся пушистая


Раскинулась кругом.


Опять весна душистая


Повеяла крылом.


Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа. Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже в ночной тишине есть своя музыка:


Ночь нет, как дух бесплотный,


Теплый воздух онемелый…


А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько подробностей сельского быта любовно запомнил Фет.


Вот утро севера – сонливое,


Скупое – лениво смотрится в окно


И серий дым ковром тихонько


Стелется над кровлею с коньком.


Строки у стихотворения длинные, неторопливые – ведь они изображают «сонливость» зимнего утра. У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретна и определена. В поэзию входят наблюдения человека, определяет по голосу не только то, что птица поет, но и где она находится.


Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и приумножить изобразительную силу слова. Вот начало стихотворения:


Над озером лебедь в тростник потянул,


В воде опрокинулся лес,


Зубцами вершин он в заре утонул


Меж двух изгибаясь небес.


Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, выгнулся между двумя вершинами, утонувшими среди двух небес. А. Фет очень музыкальный, его стихотворение часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. «Что не выскажешь словами, звуком на душу напой», – писал Фет. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность. Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным напряжением. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, которую дал Н. Г. Чернышевский: «Кто не любит, тот не имеет поэтического чувства».



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"