Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Изложение П.Н. Долженков – «На дне»

15.02.2011

Многое из того, под чем Горький мог бы поставить свою подпись, говорит в монологах Сатин. Но равен ли этот персонаж пьесы своей проповеди о Человеке?


Монологи Сатина отделяются от его образа, как бы выносятся за скобки; он оговаривается по их поводу: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?» Вспомним, что Горький писал о том, что, кроме Сатина, в пьесе сказать все это просто некому. Парадоксально то, что правду воспевает не кто иной, как … шулер – человек, живущий ложью. Все это заставляет рассмотреть этого героя пьесы вне контекста его монологов. И тут сразу же обнаруживается принципиальное несогласие Горького с Сатиным. «Смысл жизни – вижу в творчестве…» – утверждает Горький. Сатин советует Клещу: «Ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Просто «обременяет землю» прежде всего сам Сатин.


Несомненна и уже не раз отмечалась связь образа Сатина с рядом героев произведений раннего Горького. Эти герои, сильные духом, свободные люди, презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостыо, грязью, мелкой суетой, они отвергали убогие ценности этого общества. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе и свободу от моральных норм, человеческих привязанностей, иногда даже и от привязанности к одному месту. Такого рода уход из общества людей был принципом их существования. Похож на них и Сатин. Он барственно равнодушен к людям, страшная фраза после самоубийства Актера: «Эх… испортил песню.. .дур-рак!» – принадлежит ему.


Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…» – повторяет его слова Пепел, а затем Сатин, сам убийца, пытается внушить Пеплу мысль об убийстве Костылева.


Работать – единственная возможность для ночлежников честным путем добывать себе пропитание. Работу отвергает Сатин. И каждый раз он иезуитски прикрывает свое разлагающее влияние на сожителей высокой фразой: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..»; «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!» Возможно, он не зря шулер (позднее Горький назвал его философствующим шулером), отуманивая людей громкой фразой, он подсовывает им оправдание аморальности.


Сам Сатин – человек сильный, имеющий хотя бы начатки образования, мог бы если и не выбраться со «дна», то, по крайней мере, жить на честно зарабатываемые средства. Он этой возможностью пренебрегает и сознательно выбирает преступную деятельность. Сатин, как и ранние герои Горького, добровольно уходит на «дно» из человеческого общества. Ставя в центр своей философии понятие «свободный человек», доводимое до крайности: «свободный от всего», – он становится идеологом «дна», то есть утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"