Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Как написать сочинение по поэме Т. Шевченко «Гайдамаки»

27.07.2011

Представьте себе далекие времена – XVII и XVIII века, когда украинские повстанцы и гайдамаки воевали против польской шляхты, которая поработила украинские земли. Высшим проявлением гайдамацкого движения было восстание 1768 года, известное под названием «Колиивщина», события которого легли в основу поэмы «Гайдамаки». Гайдаматчина была ответом на нечеловеческие жестокости конфедератов (конфедерация – военно-политическое объединение, которое ставило перед собой цель сохранения неограниченных прав и привилегий польской шляхты и католической церкви). Во главе повстанческих отрядов гайдамаков становится Максим Железняк. Он не был сделан из железа. Он обычный человек, причем реальный, ибо есть сведения, что происходил он из села Медведовки, был на Запорожье, в Очакове, батрачил. Второй руководитель восстания, тоже изображен в поэме, – Иван Гонта, родом из села Розсишок, принадлежавшее польским магнатам Потоцким. Гонта был придворным казаком, а затем сотником надворных казаков – вооруженных воинов, служивших в имениях польской шляхты.


Восстание началось в районе Мотронинского монастыря (около Черкасс) в мае. Отряды Железняка отправились на Умань. На сторону восстания перешел отряд надворных казаков во главе с Гонтой, который был послан для подавления восстания. Гайдамаки захватили Умань. Борьба охватила большую территорию Украины: почти всю Киевщину, Подолье, Волынь, Галичину, Прикарпатье. Господствующие круги Польши, которые не могли сами расправиться с восстанием, обратились к правительству России с просьбой помочь в его подавлении. Во время встречи с командованием царских войск Железняк и Гонта по предательски были схвачены, а их отряды разоружены. Не вышло из них «универсальных солдат»! Железняка, который был российским подданным, наказали плетьми и сослали на вечную каторгу в Нерчинск. По дороге он сбежал, но беглеца поймали и снова отправили в Нерчинск. Не дойдя до места ссылки, Железняк опять убежал. И снова его поймали и якобы бросили в тюрьму в Москве, откуда он снова был отправлен в Нерчинск. Есть предположение, что Железняк и оттуда сбежал и участвовал в крестьянской войне, которую возглавил Емельян Пугачев. Настоящий неуловимый мститель! Гонта как польский подданный был передан польской шляхте. Его яростно пытали, а затем в селе Сербах (в Подолии) казнили.


Но вернемся к поэме. События в ней разворачиваются двумя сюжетными линиями. Основная – широкое изображение восстания гайдамаков. Вторая – взаимоотношения Яремы и Оксаны. Поэма состоит из введения, одиннадцати глав и эпилога. Во вступлении поэт выражает свои взгляды на жизнь, на искусство, заявляет о том, что героем его поэмы будет восставший народ и его представитель – наемник Ярема «в лаптях». Эпилог является завершением первой сюжетной линии. В нем говорится о поражении гайдамаков и об их непокорности. Величественный голос Кобзаря идет в основном по народным преданиям и песням. Кобзарь Волох сравнивает Железняка с сизым орлом, который летает под небесами, называет прославленного предводителя отцом, а повстанцев – сыновьями. Своим руководителем гайдамаки признают только Железняка. Максим всегда во главе повстанцев, которые верят ему: «Железняк идет путем, за ним гайдамаки». Железняк родом из бедных – это тоже не осталось без внимания поэта. Устами кобзаря он говорит о вожаке: нет у его ни дома, ни сада, ни пруда. Максим отважный. Он всегда идет впереди, находится в самой гуще боя, собственным примером вдохновляет повстанцев на подвиги. Впервые видим Железняка в Черкассах, когда он призывает гайдамаков к бою, к мести. Поэт рассказывает о его героических поступках в Лысянке. Железняк проникнут глубокой ненавистью к врагу и вместе с гайдамаками расправляется со шляхтой.


Железняк – опытный, вдумчивый и требовательный предводитель. Его характер отличается умом, выдержкой, спокойствием в сложных обстоятельствах. Во время боя «едет себе, трубку курит, никому ни слова». И одновременно для предводителя свойственны отчаянные боевые поступки и молодецкий запал. Он «и воюет и гарцует со всей силы». Чем-то он напоминает Уокера – техасского рейнджера, вам не кажется? Железняк чутко относится к повстанцам, к Яреме, которого встретил в бою, к мальчику, который рассказал, как наказывали шляхту в их селе. За эти добрые вести он дает последнему червонец. Предводитель понимает настроение повстанцев, чувствует их потребности, беспокоится о них. Когда гайдамаки устали, предлагает отдохнуть:


Встреча с Яремой


- «В лес, ребята! Уже светает, И кони пристали: травы.


В эпизоде говорится, как, узнав, что нет уже Гонты, «Железняк заплакал впервые. Он сразу слезы не утер, умер бедняга. На чужом поле, в чужую землю похоронили его гайдамаки».


Один раз в поэме звучат слова о вожаке: «Грустно, грустно гайдамаки Батька схоронили. Насыпали Высокую могилу».


Еще один из предводителей – Гонта. Вместе с Железняком он призывает гайдамаков бить врага. Чтобы понять полнее этот образ, прочитайте поэму «Гонта в Умани». Чрезвычайно напряженной является сцена убийства Гонтой своих детей. В разгар боя к Гонте привозят двух его сыновей, воспитывавшихся у иезуитов, а с ними и ксендза. Стремясь посеять раздор между повстанцами, поколебать доверие гайдамаков в вожака, ксендз обращается к Гонте: «Гонта, Гонта! Вот твои дети, ты нас режешь, – зарежь и их: Они католики. Чего же ты стал? Почему не режешь?.. ».


В трагическом положении в душе Гонты борются два чувства: преданности присяге и любви к своим детям. Преобладает верность присяге, народу. Гонта поднимает руку на своих детей. В последнюю минуту перед казнью он с глубокой болью в душе обращается к своим сыновьям: «Горе мне с вами! Поцелуйте меня, дети, Не я убиваю, А присяга».


Трогательно переданы картины похорон Гонтой своих детей и его слова, что его сыновья погибли за Украину и он за нее погибнет. Вернувшись к повстанцам, Гонта с еще большим рвением наказывает врагов. Наказывает за Украину, за детей, за свое горе. Вот что можно написать о образе предводителей. . Но, конечно, не переписать. У вас должны появиться собственные мысли, которые, может, будут совсем не такими. Что можно написать во вступлении? Если у вас лирическое настроение, можете написать, какие мысли вызывает поэма, что вам нравится и т. д. Если не очень лирическое, то есть совсем не лирическое, напишите, о чем это произведение, в котором Шевченко изобразил не только массовые сцены, но и гайдамацких предводителей. В заключении можете написать о значении этих образов.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"