Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Логические ошибки

9.02.2011

Логические ошибки – это неразличение близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родо-видовые, видовые и другие отношения (Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994. С. 166.). Например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.





Многие опытные преподаватели убеждены в том, что нельзя научить не делать логических ошибок. С этим трудно не согласиться, однако попробуем разобраться, в чем причина логических ошибок. Школьники в письменных работах чаще всего допускают логическую ошибку потому, что не очень хорошо представляют себе (или просто не знают) значение ошибочно употребленного слова или словосочетания, не могут подобрать нужные слова для точного выражения мысли, а также второпях путают причину и следствие. Итак, причина большого количества логических ошибок в работах школьников кроется в малом словарном запасе, в интуитивном, детском постижении смыслов слов в тех случаях, когда значение того или иного слова нужно отчетливо понимать. Например: Раскольникову всегда в этой старухе не нравилось то, что она и так была богатой, но и еще зажиточной. Он не понимал ее, зачем в таком возрасте столько денег. Написавший это школьник, во-первых, не представляет себе четко значение слова зажиточный . Во-вторых, он явно не ориентируется в тексте романа. В-третьих, не умеет строить сложное предложение.





Примеры характерных ошибок


1. Дикой – самодур, которым руководит только тупое упрямство и произвол. – Произвол не может руководить человеком, то есть его действиями и устремлениями. Произвол в данном случае – это своеволие, самовластие. Можно сказать, что Дикой действует по произволу, творит произвол.


2. Мировая промышленность производит много химических отходов. – Очевидно, что отходы – это не продукт производства. Предлагаемые варианты исправления: Мировая промышленность засоряет окружающую среду большим количеством химических отходов. // Владельцы промышленных предприятий не заботятся об утилизации вредных отходов производства.


3. Верблюды идут в сторону горизонта. – Поскольку слово Горизонт употреблено здесь в значении линия кажущегося соприкосновения неба с земной или водной поверхностью , то нелепость фразы очевидна: горизонт не располагается в какой-то одной стороне. Предлагаемый вариант исправления: Верблюды идут вдаль.


4. Помещики живут за счет денег, отобранных у крестьян. – Любой человек, знакомый с нашей историей, понимает, что помещики не буквально отбирал деньги у крестьян, а жили за счет барщины или оброка. Предлагаемый вариант исправления: Помещики живут за счет труда крестьян.


5. Автор отрывка из мемуаров… – Естественно, нужно сказать: автор мемуаров. Человек не может быть автором отрывка из своего же произведения.


6. У Шаляпина было не только актерское дарование, он и прекрасно пел! – Причина этой ошибки – невежество девятиклассника, который не знает о том, что Шаляпин в первую очередь всё-таки певец, а не актёр, и о нём говорили как о певце с талантом актёра. Предлагаемый вариант исправления: Шаляпин не только прекрасно пел, но был и прекрасным актером.


Самостоятельная работа


Ввиду того, что логические ошибки так распространены и так разнообразны, я предлагаю в разделе Задания для самостоятельной работы серию упражнений. Они подходят как для устной, так и для письменной работы. В упражнениях 1–3 предлагается для анализа материал, связанный с нарушением логики в построении текста с различным ведущим типом речи (повествование, описание, рассуждение). В упражнениях 4–8 материал распределен по классам. Следовательно, есть возможность не только проследить динамику изменения уровня и характера логических ошибок от 5-го класса к 11-му, но и выбрать упражнение с нужным для конкретного класса дидактическим материалом. Упражнения 9–10 можно использовать для повторения и закрепления изученного. Эти два упражнения различаются уровнем сложности. В каждом упражнении материал разделен на варианты на тот случай, если учитель решит дать эти упражнения для самостоятельной работы, но сохранена сквозная нумерация предложений для того, чтобы удобно было выполнять упражнения полностью.





Задания для самостоятельной работы


Упражнение 1. Найдите, объясните и исправьте нарушение логики в рассуждении.


Вариант 1


1. Катерина была верующей, поэтому любовь к Борису считалась грехом.


2. Я не могу назвать Обломова безграмотным, т. к. лентяйство и ум – это разные вещи.


3. Зрение у левши было лучше, чем у других кузнецов, потому что он делал гвозди.


4. Если слово шлях перевести с украинского на русский язык, то это будет обозначать путь .


5. Москва стала для Ахмадулиной второй родиной, так как детство ее прошло в Уфе.





Вариант 2


6. Некоторые дворяне-крепостники воспитывали своих детей для себя, то есть всячески портили их характер и как личность.


7. Выражения лошадиная фамилия нет в природе, так как у лошадей нет фамилий.


8. Одиссей придумал хитрость с баранами, поэтому он хитроумный.


9. Мцыри называет монастырь тюрьмой, потому что в монастыре все расписано по часам, при каждой грозе монахи начинали молиться, а он был горцем.


10. Мцыри назвал монастырь тюрьмой, потому что его туда отдали не по своей воле, а насильно.





Упражнение 2. Найдите, объясните и исправьте ошибки в логике повествования (изложения).


Вариант 1


1. Герасим увидел тонувшую Муму. Через год Муму выросла.


2. Дина подбежала, схватила куклу и убежала. Так Жилин прожил месяц.


3. Зинина рука, сжав его локоть, вела его в палату и разговаривала с ним уже на ты .


4. Он, как вольный орел в клетке, томится, чахнет.


5. В те времена гроза означала, что бог в гневе.





Вариант 2


6. Когда мы вошли в церковь, там был священник.


7. Группа Тату заиграла и разнеслась эхом по тринадцати залам.


8. Мы сразу же пошли играть в компьютер. // Играть на компьютере.


9. В древности считали римскими цифрами.


10. Встретилась Ангара с Енисеем, и поплыли они к Студеному морю.





Упражнение 3. Найдите, объясните и исправьте ошибки в логике описания.


Вариант 1


1. На этой репродукции картины художник обращает внимание на лицо и руки левши.


2. Полковник на балу был высоким и красивым.


3. Когда я пошла в аквапарк, горки там были очень высокие.


4. Когда ты стоишь, чтобы скатиться, ты видишь всё вокруг.


5. На стене висели стенды с артистами цирка.





Вариант 2


6. Жить хамелеон приспособился в жарких странах. Там же он и охотится на насекомых.


7. Я живу на восьмом этаже, слева от меня продуктовый магазин.


8. За окном школы наступила осень.


9. На фотографии мама еще учится в школе.


10. Раздевалка была большая и маленькая.





Упражнение 4 (материал из творческих работ учеников 5-7 классов). Определите, в чем именно заключается логическая ошибка; исправьте ошибку.


Вариант 1


1. Они выражались своими мыслями.


2. Татаро-монгольское иго хотело захватить город.


3. В конце произведения уже наступили потемки.


4. Девочка расстроенно огорчилась.


5. Деревья очищают кислород.


6. Загрязнена природа и атмосфера.


7. Шум дождя капает по земле.





Вариант 2


8. Сплетни не должны смутить мнение умного человека.


9. Место действия имеет сходство с нашей жизнью.


10. Там продавался стол по дешевой цене.


Страницы: 1 2 3 4


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"