Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Любовь к родной деревне в творчестве Рубцова

13.02.2011

Любовь к родной деревне, ее природе и людям была одним из основных мотивов зрелого творчества Рубцова, хотя он не выпускал из виду всего многообразия современности:


В деревне виднее природа и люди.


Конечно, за всех говорить не берусь!


Виднее над полем при звездном салюте,


На чем подымалась великая Русь.


Метафора звездный салют на первый взгляд может показаться не очень удачной, объединяющей слишком далекие понятия: с салютом сравнимо небо лишь в пору звездопада где-то в середине августа, о чем в стихотворении не упоминается. Но строки эти исполнены глубочайшего смысла! Короткому свечению городского праздничного салюта Рубцов противопоставляет вечные звезды над полем, при свете которых поэту виднее источник силы и величия Руси, – оно, это самое поле, и человек на нем…


Эта неразрывная духовная связь с родными местами – благодатнейшая почва, на которой взрастает истинная поэзия. Знаешь, почему я поэт?.. – спрашивал Есенин своего друга В. Эрлиха, и сам же отвечал: – У меня родина есть! У меня – Рязань! Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же… Хочешь добрый совет получить? Ищи родину! Найдешь – пан! Не найдешь – все псу под хвост пойдет. Нет поэта без родины! Об этом же говорил и Рубцов, приехав в 1965 году на экзаменационную сессию в Литинститут и встретившись там с молодыми стихотворцами, приехавшими в Москву из дальних мест и оказавшимися меж городом и селом : Что вы за поэты такие? О чем вы пишете и как? Клянетесь в любви, а сами равнодушны. Оторвались от деревни и не пришли к городу. А у меня есть тема своя, данная от рождения, деревенская. Понятно?! .


Рубцов обрел свою поэтическую родину, однако жизнь его в Никольском на первых порах была нелегкой.


Тем не менее, несмотря на трудности, эта осень была для него довольно плодотворной. Не имея возможности слушать лекции в Литинституте, Рубцов учился самостоятельно, читал русскую классику, особенно Толстого, пробовал свои силы в прозе и переводе, написал немало и собственных стихов. Впрочем, выражение писать стихи по отношению к Рубцову не совсем точно. Стихи он не писал, а складывал в уме: Вообще я почти никогда не использую ручку и чернила и не имею их, – сообщал он С. Викулову в ту осень. – Далее не все чистовики отпечатываю на машинке – так что умру, наверно, с целым сборником, да и большим, стихов, напечатанных или записанных только в моей беспорядочной голове . К сожалению, поэт был не так уж далек от истины, и о том, сколько написанных тогда стихов мы не знаем и не узнаем теперь никогда, можно только предполагать.


Дело осложнялось еще и тем, что печатали Рубцова не так часто, как ему хотелось, и это иногда наводило поэта на грустные мысли о бесполезности своего творчества, порождало чувство усталости и безразличия. Однако было бы неверно думать, что поэт равнодушно относился к написанному им – наоборот, он постоянно шлифовал свои стихи, стремился улучшить даже те, которые уже отдал в печать.


Где-то в это время Рубцов подготовил и сдал в Северо-Западное книжное издательство рукопись своего первого сборника.


Лирика Николая Рубцова была издана в 1965 году трехтысячным тиражом и сейчас уже стала библиографической редкостью. Открывалась книжка, стихотворением Родная деревня с четко названным адресом: Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу . Это было началом развития темы малой родины в поэзии Рубцова. Несколько шире тема раскрывалась в стихотворении Хозяйка : от сиротского смысла семейных фотографий – многие из запечатленных на них не вернулись с войны – Рубцов приходит к постижению мира прошедшего в мире настоящем. Как бы одновременно в сегодняшнем и вчерашнем времени живет хозяйка избы, куда автор заглянул на огонек. И хотя ключевые рубцовские строки, раскрывающие его видение мира, здесь уже найдены, стихотворение Хозяйка еще не превратилось в тот Русский огонек , который потом станет одним из известнейших стихотворений.


Но Рубцовым уже четко определен путь, по которому будет развиваться его поэзия. Чувство исторического прошлого – главная составная часть его мироощущения в целом. Наиболее полно это выразилось в стихотворении Видения на холме , где прошлое раскрывается в современном, настоящем, как бы получает обратную перспективу, – поэт проникает в нем в глубину прошедших веков:


Взбегу на холм и упаду в траву.


И древностью повеет вдруг из дола!


Засвищут стрелы, словно наяву,


Блеснет в глаза кривым ножом монгола!


Казалось бы, холм за деревенской околицей – не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина – не в пространственном, а в историческом, во временном плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия, принесшего Руси столько горя. Возвращаясь из глубины веков к современности, поэт как бы соединяет их, связывает в единое целое, оттого сегодняшние картины у Рубцова глубоко историчны:


За все твои страдания и битвы


Люблю твою, Россия, старину,


Твои леса, погосты и молитвы,


Люблю твои избушки и цветы,


И небеса, горящие от зноя,


И шепот ив у омутной воды,


Люблю навек, до вечного покоя…


Однако в Лирике было немало строк, еще не выражавших, а только предвосхищавших тонкую элегичность Рубцова.


Тогда еще трудно было говорить о продолжении Рубцовым традиций Тютчева и Фета. Однако не случайно стихотворение Приезд Тютчева , опубликованное уже в первой книге Рубцова, без изменений вошло во многие последующие, хотя критика после публикации его в Звезде полей и отмечала, что вряд ли можно отнести к престарелому Тютчеву слова о том, что дамы всей столицы о нем шептались по ночам или А он блистал… играя взглядом .


То, что Тютчев не был случайным гостем в его стихах, Николай Рубцов доказал всем своим творчеством. Уже в первом сборнике его лирика удивляла своей чистотой и акварельной прозрачностью, в которой чувствовалось что-то знобяще-предосеннее:


Летят журавли высоко


Под куполом светлых небес,


И лодка, шурша осокой,


Плывет по каналу в лес.


И холодно так, и чисто,


И светлый канал волнист,


И с дерева с легким свистом


Слетает осенний лист.


В этих опубликованных в Лирике стихах уже ясно виден твердый почерк талантливого художника. Однако первый сборник стихов Н. Рубцова не обратил на себя внимания критиков. Кроме того, что голос поэта еще не зазвучал в полную силу, была и другая, и пожалуй, главная причина, почему Лирика осталась незамеченной. Не нужно прибегать к счетно-вычислительной технике, – писал примерно в это же время М. Исаковский в статье Доколе? , – чтобы прийти к выводу, что у нас в стране ежедневно (подчеркиваю – ежедневно!) выходит пять или даже семь стихотворных сборников, или около 1700 – 2400 сборников в год!.. К сожалению, у нас много людей (в том числе среди поэтов), которые в чрезмерном обилии бумаги, заполненной стихами, видят только рост нашей поэзии и ничего другого: мол, поэзия поднялась на новую ступень, мы стали писать лучше, чем, положим, до войны, стихотворные сборники расходятся чуть ли не в один день, и т. д. и т. п. Все это было бы просто замечательно, если бы мы порой не обманывали самих себя, если бы в этом была нужная доля трезвой и объективной правды. Но ее-то, этой правды, как раз и нет. Непомерное обилие стихов – это, к большому моему сожалению, вовсе не рост нашей поэзии. Это инфляция, ее обесценение .



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"