Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Минорные чувства в поэзии Рубцова

13.02.2011

В стихах, перепечатываемых из предыдущих сборников в последующие, Рубцов делает поправки, усиливающие минорные чувства. Интересна и показательна такая поправка в стихотворении Отплытие . В сборнике Душа хранит конец второй строфы этого стихотворения звучал так: Но глядя вдаль и вслушиваясь в звуки, я ни о чем еще не пожалел . Через год в книге Сосен шум строка оказалась измененной: Я ни о чем еще не сожалел . Заменена всего одна буква, а смысловое значение изменилось очень существенно: пожалел выражает краткое, ограниченное во времени действие, явление, так сказать, одноразовое, а несовершенный вид сожалел говорит о постоянном, неограниченно длительном чувстве, состоянии души, а не действии даже. И таких замен у Рубцова немало.


Из стихотворения в стихотворение переходит не только постоянное настроение, но и образы, перекличка которых придает стихам особенно глубокий смысл. Так, в Последней осени поэт говорит о Есенине, что он жил тогда в предчувствии осеннем уж далеко не лучших перемен , а в стихотворении Прекрасно небо голубое то же самое говорит и о себе: Я жил в предчувствии осеннем уже не лучших перемен . Или в более раннем Седьмые сутки дождь не умолкает… были такие мрачные строчки: Ворочаются, словно крокодилы, меж зарослей затопленных гробы, ломаются, всплывая… . Казалось бы, концовка стихотворения настраивала на оптимистический лад: Слабее дождь… Вот-вот… Еще немного, и все пойдет обычным чередом , но в одном из последних стихотворений Рубцова Я умру в крещенские морозы строчки, повторившись, стали еще мрачнее: Из моей затопленной могилы гроб всплывет, забытый и унылый, разобьется с треском, и в потемки уплывут ужасные обломки. Сам не знаю, что это такое… Я не верю вечности покоя! .


Последнее отпущенное ему время Рубцов прожил в Вологде, лишь изредка покидая ее и тут же возвращаясь обратно. Но если по морям поэт путешествовал отважно и радостно, то на земле было совсем по-иному, причем с самого начала его творческого пути: стихотворение Поезд , очень показательное в этом смысле, написано им еще до поступления в Литинститут. В нем дважды повторяется строчка о том, что поезд мчался перед самым, может быть, крушеньем . Затем автор еще раз подчеркивает:


Вместе с ним и я в просторе мглистом


Уж не смею мыслить о покое, -


Мчусь куда-то с лязганьем и свистом,


Мчусь куда-то с грохотом и воем,


Мчусь куда-то с полным напряженьем


Я, как есть, загадка мирозданья.


Перед самым, может быть, крушеньем…


Однако тогда поэт убеждал себя, что предчувствия его обманывают, что какое может быть крушенье, если столько в поезде народу? . А теперь, когда он остался один, оно, это крушение, все-таки произошло.


В последних стихах Рубцова уже слышится не столько любовь к родине, сколько вызывающая, горькая насмешка и над патриархальным покоем, и над добрыми Филями , о которых когда-то поэт писал с теплой, доброй иронией…


Эх Русь, Россия!


Что звону мало?


Что загрустила?


Что задремала?


Давай пожелаем


Всем доброй ночи!


Давай погуляем!


Давай похохочем!


И праздник устроим,


И карты раскроем…


Эх! Козыри свежи,


А дураки все те же.


В посмертном издании стихов поэта Подорожники впервые опубликованы стихи, в которых этот разлад с людьми приобретает поистине трагическую окраску. Теперь поэтом овладевает не прежняя светлая печаль , а печаль темная , тревожная , а само слово печаль становится самым употребительным в лексике Рубцова. Повторенный семь раз в одном стихотворении – Прощальное – эпитет печальный органично вписывается в контекст и не допускает никакой смысловой замены. Здесь Рубцов сумел переплавить в себе и густую, избыточную, мрачноватую образность Клюева, и есенинскую грусть по уходящей деревне, и Кольцовскую чуть горьковатую удаль, и возвышенную печаль Блока… Иного поэта трудно уличить в явных заимствованиях, и все-таки стихи его похожи на тысячи других. Здесь же, наоборот, проявились характернейшие черты поэтической личности Рубцова. Грусть, страдание у него предстают как апофеоз человеческой личности, как утверждение подлинной человечности и гуманизма. Такие стихи будят и сострадание, и чувство очищения души от всего мелкого, наносного, необязательного, временного, чуждого…


Отложу свою скудную пищу


И отправлюсь на вечный покой.


Пусть меня еще любят и ищут


Над моей одинокой рекой.


Пусть еще всевозможное благо


Обещают на той стороне


Не купить мне избу над оврагом


И цветы не выращивать мне…


Печальный смысл этих строк откроется еще глубже, если сопоставить их с другими, написанными чуть раньше: Село стоит на правом берегу, а кладбище – на левом берегу… . Говоря о всевозможных благах на той стороне, поэт ощущает себя уже на этой, где кладбище…


После таких стихов можно было ожидать самого страшного, и оно произошло: в крещенские морозы, в ночь с 18 на 19 января 1971 года Николай Рубцов погиб.


Циклы последних стихов Рубцова во многих журналах, поэтические сборники Зеленые цветы , Последний пароход , Избранная лирика ; наиболее полные издания – Подорожники в издательстве Молодая гвардия и однотомник из серии Поэтическая Россия издательства Советская Россия – вышли уже после смерти их автора. Но поэт жив, пока живы его стихи. А стихи Рубцова, судя по всему, встанут в ряд созданий долговечных, нетленных.


Чудо поэзии Николая Рубцова прочно заняло свое место в русской литературе, и ценность его с течением времени, несомненно, будет возрастать. Свои новые слова поэт может говорить и после смерти.


Рубцов не успел раскрыться во всю силу своего поэтического дара, кое-что в его творчестве может показаться спорным и объективно неверным. Но он был большим русским поэтом. А творчество больших мастеров, как заметил Блок, подобно не французскому регулярно подстригаемому и пропалываемому парку, а вольно разросшемуся русскому саду, где непременно соединяется всегда приятное с полезным и красивое с некрасивым. Такой сад прекраснее красивого парка, творчество больших художников есть всегда прекрасный сад и с цветами, и с репейниками, а не красивый парк с утрамбованными дорожками .


Творчество Рубцова, ставшее значительным явлением в нашей литературе, будет способно подарить радость открытия и эстетического наслаждения не только современному, но и грядущему читателю.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"