Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Основные мотивы в лирике Лермонтова

13.02.2011

Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания


Декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях


Николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в


Это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с


Сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет


В стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,


Чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает


Свои общие суждения о поколении 30х годов:


Печально и гляжу на наше поколенье!


Его грядущее – иль пусто, иль темно,


Меж тем, под бременем познанья и


Сомненья,


В бездействии состарится оно.


Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и


Поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии


Декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади


Примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.


Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее


Надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью


Поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,


Ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение


Заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских


Рассуждений:


Толпой угрюмою и скоро позабытой,


Над миром мы пройдем без шума и


Следа,


Не бросивши векам ни мысли


Плодовитой,


Ни гением начатого труда.


Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица


Прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским


Режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.


Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к


Пробуждению гражданской совести у своего поколения.


Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося


Человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и


Отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает


Элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.


Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт


Намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:


Не вы ль сперва так злобно гнали


Его свободный смелый дар


И для потехи раздували


Чуть затаившийся пожар?


Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они – это придворная


Знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале


Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях.


Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников


Гибели Пушкина. Его погубили « надменные потомки известной подлостью


Прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители


Придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе


С декабристами. Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и


Открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому


Дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций


Пушкина. Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению


Другое – « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно


Характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя


Одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает


Душой. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается


Высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.


Лермонтов очень любил свою родину, поэтому в его произведениях родина


- предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних


Творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России. В


Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую


Гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос


: что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не


Процветание и благоденствие. Прежде всего должен быть уничтожен закон :


Когда детей, когда невинных жен


Низвергнутый не защитит закон.


Россия представлялась поэту как « страна рабов, страна господ » .


Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай,


Немытая Россия … » Это, по – моему, одно из самых громких и ярких


Заявлений Лермонтова. В этом произведении прозвучало оскорбительно -


Дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение


Родной страны – « немытая Россия » . Такого русская литература еще не


Произносила! Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в «


Стране рабов, стране господ » , быть под постоянным надзором властей. И в


То же время, он ненавидит Россию безропотную, покорную, где царят


Беззаконие и произвол. Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной


Природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж


Отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у


Него природа. Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .


Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию.


Это, своего рода, казенный патриотизм.


В чем же


Заключается эта странность? Вероятно, в двойственном отношении к родине.


Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта.


Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот


Так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов


Категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и


Желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против


Политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу


И счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты


Чувством великой любви к народу.


Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы


Одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :


Одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт


Безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми


Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство


- любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной


Любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно


. Да и сама жизнь – пустая и глупая шутка. Как ни странно, ощущение


Постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир


Мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу »


Принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи


, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии


Природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль


Переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный


Тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен


На душевных переживаниях человека. Лермонтов – глубокий и тонкий психолог


, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные


Настроения и переживания.


Лермонтов – поэт настоящего, но чтобы хорошо знать настоящее, надо


Иметь хорошее представление о прошедшем. Лермонтов не был историком,


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"