Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

13.02.2011

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин»- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.


Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные


Тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся


Дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».


Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства


Превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству


Необратимой потери человеческих и творческих ценностей и


Далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у


Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к


Пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской


Позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный


поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в


Общественной жиэни. Скорее всего


Речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре


Нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в


Жизни общества настолько значительна, что требует от него


Не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.


В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего,


Истерзанного, угнетенного народа


(«Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует,


Она протестует и зовет к борьбе.


Толпе напоминать, что бедствует народ,


В то время как она ликует и поет,


К народу возбуждать вниманье сильных мира-


Чему достойнее могла служить бы лира?…


Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал


Его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил


Всех тех, кто страдал от насилья».


Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.


Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой


Напевностью, повторами, присущими народной песни.


В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую « заглядеться


Не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В


Настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко


Тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-


Крестьянки:


«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец


Стихотворения полон грусти


( «и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка-


Образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка


Почтовая»), это всегда образ свободы, воли,


Символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит


Мотив: счастье –это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».


В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое


Начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-


Просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,


Индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый


Поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест


На шее и


Кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское


Обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-


Патетически («Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!»), то скорбно и


Гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то


Зло


И иронично («и сойдешь ты в могилу …герой»).


В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.


История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне


Убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») .


Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится


Определенного ответа:


Ты проснешься ль, исполненный сил?


Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая


«покоянная лирика»-


«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно


Некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического


Разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует


Высокому идеалу поэта и человека.


Умру я скоро…Жалкое наследство,


О родина, оставлю я тебе…


Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в


Поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в


Себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти


Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву.


Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые


Проносятся «звездой падучей»,


Но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников»


Проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.


Не хуже нас он видит невозможность


Служить добру, но жертвуя собой.


Но любит он возвышенней и шире,


В его душе нет помыслов мирских.


По – новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел


Вниманием ту «прозу»,


Которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой


Героини, подчас своенравной и неприступной («Я не люблю иронии твоей…»).


Отношения между любящими стали в лирике Некрасова


Более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои


Часто не понимают друг друга,


И это непонимание омрачает их любовь.


Мы с тобой бестолковые люди:


Что минута, то вспышка готова!


Облегченье, взволнованной груди,


Неразумное, резкое слово.


Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и


В то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии


Некрасова.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"