Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием»

13.02.2011

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных


Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди


Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным


Творчеством и жизнью.


Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали


Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником


Вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия, поруганная, но от этого


Ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так


Как она знала, что только в России может она творить, что именно в России


Нужна ее поэзия:


Не с теми я, кто бросил землю


На растерзание врагам.


Их грубой лести я не внемлю,


Им песен я своих не дам .


Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи


Появились в России в 1911 году в журнале Аполлон , а уже в следующем году


Вышел и поэтический сборник Вечер . Почти сразу же Ахматова была


Поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а


Во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с А. Блоком. Муза Блока


Оказалась повенчана с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым


Значительным и характерным мужским героем эпохи, тогда как героиня поэзии


Ахматовой была представительницей женской поэзии. Именно от образов Блока


Во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в


Бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери,


Изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю


Женского характера передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления.


Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова


Сумела написать поражающие духом обновления строки:


Все расхищено, предано, продано,


Черной смерти мелькало крыло,


Все голодной тоскою изглодано -


Отчего же нам стало светло?


Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.


Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя под


Знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира


Продолжалось всю жизнь.


Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,


Оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.


Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя


В любви. В одном из своих стихотворений Ахматова называла любовь пятым


Временем года . Чувство, само по себе острое и необычайное, получает


Дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении -


Взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной


Опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической


Новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического


Сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной


( Город сгинул , Новогодняя баллада ). Обычно ее стихи – начало драмы, или


Только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она


Опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы:


Слава тебе, безысходная боль,


Умер вчера сероглазый король.


…А за окном шелестят тополя:


Нет на земле твоего короля .


Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:


О нет, я не тебя любила,


Палила сладостным огнем,


Так объясни, какая сила


В печальном имени твоем .


Мир поэзии Ахматовой – мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии звучат в


Стихотворениях Клевета , Последняя , Через 23 года и других.


В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын


Окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением, последней


Свободой . Муза не покинула поэта, и она написала великий Реквием .


Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь; творчество


Было ее жизнью.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"