Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Отражение в повести Ивана Франко «Захар Беркут» героической борьбы народа Руси в XIII веке против татаро-монгольских захватчиков

27.07.2011

Иван Франко был признанным историком, интересовался историческим прошлым своей родины, написал много художественных произведений и научных трудов. Самым известным художественным произведением Ивана Франко на историческую тему является повесть «Захар Беркут», написанная на конкурс, объявленный редакцией журнала «Заря» (1882), и напечатанная в этом же журнале в 1883 году.


В повести изображена борьба наших предков против монголо-татарского нашествия на Карпатскую Русь в 1241 году. В воссоздании исторического прошлого писателю помогли художественный вымысел и народное творчество, в частности широко известная в Галиции и в Закарпатье легенда о затоплении монголов тухольской общиной.


Франко создал художественные образы народного предводителя Захара Беркута, его сына Максима, дочери боярина Мирославы, которая перешла на сторону народа, и Тугара Волка, который предал народ и перешел на сторону врага.


Исторически правдиво писатель показал пути, которыми шли монгольские орды на русские земли, отразил события весны 1241 года, вспомнил битву с врагами на реке Калке в 1224 году. Монгольские орды изображены как враждебная сила, которая несла смерть и разруху русским землям. Иван Франко изобразил образы предводителей монгольских захватчиков Пети и Бурунды. Оба – сильные люди с властными характерами, но славились жестокостью.


С отвращением описывает автор захватчиков, сравнивая их с хищными зверями, что ищут, кого бы пожрать, но с любовью рассказывает о героических тухольцах во главе с отважным Захаром Беркутом, в образе которого воплощены лучшие черты трудового человека, народная мудрость, воля к борьбе за счастье своего народа. Он с гневом обрушивается на Тугара Волка, когда тот претендует на право владения Тухолыциной. Сам Беркут, узнав о нашествии монголов, показывает глубокое понимание опасности для Руси Карпатской. Готовя оборону долины, Захар Беркут ориентирует общество на то, что их задача не только отбить атаки монголов, а уничтожить их, потому что недобитый враг нанесет страдания и мучения другим народам. Он горд за сына Максима, который помогает ему в нелегкой борьбе. Оба они сумели поднять общество и подготовиться вместе с другими тухольцами к уничтожению врагов: заманить их к ложбине, перекрыть выход воде, захлестнувшей котловину и нападающих, которые погибли страшной смертью в панике. Захар своими руками из катапульты посылает огромный камень на врагов, зная, что среди них может быть его сын. «Пусть скорее погибает мой сын, чем из-за него уйдет хоть один враг нашего края».


Но главным персонажем повести является народ, образ его олицетворен в тухольской общине. Он сам решает свою судьбу и обеспечивает себе свободу и независимость. Поэтому идея единства и глубокий патриотизм является ведущей мыслью этого произведения. Все это сделало повесть современной и актуальной, а любовь к свободе и родной земли увековечили ее.


Переживания за судьбу родного края И. Франко вынес еще с родительской кузницы, которая была его первым «университетом». «На лоне моих воспоминаний, – вспоминал он потом, – до сих пор горит маленький, но крепкий огонь. Это огонь из кузницы моего отца, и мне кажется, что запас его я взял ребенком в далекое путешествие жизни… И что он не погас до сих пор». Символом вошла отцовская кузница в его поэзию – как идеал общественного и нравственного воспитания:


Вся жизнь Ивана Франко прошла под знаком любви к родному народу. Он не только считал святым долгом служить людям, но и благословлял добровольно взятое на свои плечи бремя.


Своим творчеством И, Франко совершал непрестанный подвиг – вел свой народ к счастливой судьбе. Уже вторая поэтическая книга «Из вершин и низин» (1887) показала, что в литературу пришел мужественный поэт-гражданин, которому болят обиды своего порабощенного, разодранного враждебными границами народа.


В стихотворении «Гимн» миллионы угнетенных и обиженных позвал голос «вечного революционера», который не мирится с неволей. Разойдясь «по пыльным домам мужицким, по станкам ремесленным», этот голос дает людям вдохновение, порождает в них силу и упорство: «Не рыдать, а добывать хоть сыновьям не себе, лучшую судьбу в борьбе». Важно, что поэт делает акцент не на разрушительных призывах, а на большой преобразующей силе «науки, мысли, воли». Именно они противостоят той «тьме», что издревле унижала человека, уменьшала его силы, сводила к положению раба. Энергичный ритм, призывные интонации, высокий гуманистический пафос произведения отражали освободительные настроения не только отдельных социальных слоев, но и всего национально «порабощенного народа». Стихотворение И. Франко «Гимн», как и «Завет» Шевченко, был одним из неофициальных гимнов безгосударственного народа.


Поэзии из цикла «Веснушки» пронизаны пафосом торжества весенних, т. е. справедливых сил. Они утверждали непобедимость нового в обществе. В стихотворении «Удивлялась зима» лютая зима недоумевает, почему начали таять снега и вскрываться реки. Ей трудно понять причины своей слабости. Зиме невыносимо видеть первоцвет, подснежники, мелкие цветки, которые посмели «проклюнуться», пробиться сквозь снежную кору.


Зима дует на них морозом, швыряет снегом. Казалось, что уже смерть обняла цветы: они увядшие, склонившиеся под жестокими ударами, Но прошла буря и они снова ожили, поднялись. Все аллегорические образы прямо указывали на непреодолимость молодых общественных сил, которые, несмотря на сопротивление, репрессивности антинародной политической системы, продолжали свою борьбу за лучшее будущее украинского народа.


По принципу параллелизма построено стихотворение «Гремит!». Весенний гром символизирует приход «благодатной поры», которая возрождает природу. Гром социальных выступлений является предвестником благодатных, счастливых событий в общественной жизни, которых ждут миллионы.


Лирический герой «Веснянок» понимает, что желаемые изменения в обществе возможны при условии, когда и он, и его единомышленники наберутся силы в народе. Такая идея пронизывает поэзию «Земля моя, всеплодющая мать…». Чтобы быть непреодолимым в борьбе с теми силами, которые вызывают несчастье в его родном крае, герой просит у родной земли и каплю силы, которая живет в ее глубине, и теплоты, которая «расширяет грудь, чистит чувства», и огня, чтобы им «Слово налить», «правде служить». Все животворные качества аккумулируются в заключительном катрене.


Весна пробуждает к активности даже равнодушных, тех, кто «вчера тлел». Весна смывает с человека грусть и безнадежность, дает ему новые силы. Такой уверенностью вдохновлены заключительные строки произведения. В поэзии «Наемник» из цикла «Excelsior» создан образ бесправного человека. Франко в «Увядших листьях» создает обобщенный и достаточно абстрактный женский образ, заботясь о целостности, о едином монументальном портрете любимой, к которой постоянно обращается трагическое «я».


Выразительным автобиографическим моментом обозначена поэзия «Трижды мне являлась любовь». Знаем его три любви: одна – «лилия белая», «невинная, как ребенок», вторая-«гордая княгиня», «тихая и печальная», «музыка святыня»: третья – «женщина или зверь», «сфинкс», «мара с острыми когтями». Силой своего мастерства Франко творит не три человека, а три силуэта одной и той же фигуры.


Поэзия «Чего являешься мне…» – это монолог-исповедь больной души лирического героя. В его представлении лицо любимой, ее осанка, движения, походка. Методы поэзии – эпитеты, сравнения – имеют двойное значение. Они рисуют прекрасную женскую красоту и одновременно передают ледяной холод в отношении лирического героя: «уста твои немые», глаза – «словно колодца дно студеное». Сердце влюбленного лирического героя, «будто жемчужина в болоте, чахнет». Поэзия полна великого самоотверженного чувства: «Являйся, звездочка, мне хоть во сне!».


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"