Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Философская основа миросозерцания Паустовского

4.02.2011

Нравственно-философская основа миросозерцания писателя – вечное «непокорство» идеала, требующего реализации в изменчивом и конфликтном земном бытии. Здесь и его сила, и его слабость. Слабость – в том, что как только он покидает почву воображаемого и желанного, так все подвохи «суровой правды жизни» становятся у него на пути, как зло, избежать которого куда легче, нежели одолеть. Сила – в неутомимости призыва к человеку и человечности. Романтический ключ сообщает прозе Паустовского характерные для нее легкость и яркость.


Она отталкивается от повседневной «деловитости», она не может поступиться своей праздничностью, которую автор стремится донести до читателя в чистом, нерасплесканном виде. Писатель уводит нас в простор полей, продутых свежим ветром, в сумрак влажных, тенистых лесов Мещоры. Его мир – это жизнь, какой она бывает, какой может быть и более всего – какой быть должна. Это храм невраждебной природы, искусства и красоты, где мирно и дружелюбно соседствуют века, народы, культура, где каждая травинка растет для умножения прекрасного. Закономерно, что новое мироощущение в основном формируется у Паустовского ближе ко второй половине 30-х годов. Он не был одинок в разведке своей темы: она рождена самой обстановкой в литературе и жизни страны тех лет – настроением бодрости и уверенности в будущем, сознанием неизбежного торжества, полной и окончательной победы социализма.


В рассказах и повестях Паустовского человек раскрывается преимущественно в сфере эмоциональной и выступает не в его производственном, профессиональном, собственно «общественном» качестве, но, напротив, предстает в своих «личных» отношениях с миром. Именно они становятся предметом художественного анализа писателя, через них он исследует и утверждает закономерности нового общества. В этом смысле примечателен маленький сборник рассказов К. Паустовского «Летние дни» (1939), «книга, которую не заметили», как назвал свою рецензию о ней в «Литературной газете» критик А. Роскин. Несколько миниатюрных новелл с самыми непритязательными, преимущественно юмористическими сюжетами («Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Резиновая лодка») уводят нас от масштабной панорамы вздыбленной промышленной и социальной нови «Кара-Бугаза» – к загородному житью-бытью приезжих друзей, чередующих работу с рыбной ловлей, взаимным общением, неторопливым шутливым и лирическим созерцанием подробностей их сельского окружения в том расположении к нему, которое заставляет вспомнить сочувственные деревенские картины Пушкина, Тургенева, Аксакова (кому К. Паустовский посвятил позже свои «Рыболовные заметки», 1948).


Творческие интересы писателя начинают пересекаться с упрочивающейся традицией природоведческих, охотничьих, этнографических, фенологических и краеведческих очерков, зачинателями которой в советской литературе можно считать В. Бианки, II. Соколова – Микитова, Михаила Пришвина. Новое самоопределение Паустовского по отношению к объекту изображения и к его оценке вносит большие изменения не только в проблематику, но и в структуру его произведений. Это изменение реализуется в основном в трех направлениях.


Во-первых, радикально меняются отношения повествователя и героев, героев и среды, в связи с чем определяется характер типичных для новеллы Паустовского сюжетных ситуаций.


Во-вторых, становится иным самый тип героя и вместе с этим постепенно находит свое решение проблема изображения характера. Наконец, в-третьих, совершенно по-новому, глубоко осмысленно и программно начинает звучать тема природы. Итак, прежде всего изменяется в творчестве Паустовского точка зрения повествователя (или автобиографического героя). Не «я и среда», но «среда и я» – такой принцип становится организующим для его произведений. Если Максимов поставлен в «Романтиках» н��д остальными действующими лицами, то писатель Леонтьев в «Повести о лесах» подчеркнуто отвергает попытки окружающих защитить его во время лесного пожара, уберечь от опасности ради его профессии, ради его творчества. «Я такой же, как все»,- говорит он. Только эта общность со всеми дает автобиографическому герою Паустовского возможность приблизиться к жизни простых людей, вникнуть в истинную сущность человеческих отношений, характерных для «начала неведомого века».


Рассказы и повести последнего периода творчества Паустовского вводят читателя в народную жизнь: «Повесть о лесах» и «Мещорская сторона», «Летние дни», десятки других небольших рассказов свидетельствуют о том, каким душевно щедрым и бескорыстным писатель хочет видеть и показать своего современника. Этот современник входит в его произведения образами людей, встреченных писателем на перепутьях разных дорог, где-то «во глубине России», в «маленьких городах со смешными и милыми именами: Петушки, Спас – Клепики, Крапивна, Железный Гусь». Мир героев Паустовского – это мир простых безвестных тружеников и умельцев, любовно украшающих родную землю.


Это люди доброжелательные, глубоко мирные, очень «домашние», понятные и близкие, люди труда, с их устоявшимся бытом и его знакомыми подробностями. У них обыкновенные, с детства слышанные каждым имена и фамилии: студент Коля Евсеев, садовод Николаи Никитич, весной объездчик Баулин, художник Петров, писатель Леонтьев, фельдшерица Варвара Яковлевна, учитель Иван Лукич по прозвищу Патагонец. Это они сажают леса и цветы, строят плотины и уничтожают овраги, меняют географию страны; много учатся, читают, размышляют, спорят. Осмысленное существование, благородные общественные жизненные цели соответственно формируют их внутреннее существо, их душевный склад, черты их характера. Сердца их открыты навстречу друг другу, склонны к дружбе, к привязанности, им враждебны жестокость и пошлость, они бережны и чутки к чужому горю. Поэтому и самое горе – смерть близкого человека, временная неудача, какое-нибудь жизненное потрясение переносятся легче; разделенное сочувствием друзей, горе не оставляет незаживающих ран: оно только углубляет и очищает душу, делает ее восприимчивее и строже.


Мир оказывается так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты. Неутомимые, неустанные художественные разыскания писателя фиксируют в этой «устойчивой жизни» все новые и новые проявления будущего, «великолепного мира свободы, справедливости и культуры».По глубокому убеждению Паустовского, сущность отношений между людьми, наличие или отсутствие в них элементов идеала, для опытного глаза делается ясной очень скоро. Не обязательны особые обстоятельства, чрезвычайные события, драматическая напряженность. Они могут быть и могут не быть – само по себе это мало интересует писателя.


Скорее напротив – он их избегает. Его внимание приковано к тому, что может казаться незначительным, несущественным. Именно в этих «как будто пустяках» и стоящих за ними нравственных принципах Паустовский находит большие общественные закономерности. Знаменателен написанный еще в 1928 году рассказ «Ценный груз». Простая игрушка – что-то неосновательное и несерьезное для любого уважающего себя моряка, привыкшего иметь дело с более солидным грузом, – приобретает большое политическое значение, не говоря уже о чисто человеческом смысле игрушки, которая всегда хоть немного возвращает каждому его лучшее, «детское». А несуразный, казавшийся нелепым и смешным «чудак» – игрушечник становится глубоко располагающим к себе человеком и оказывается достойным и полномочным представителем своей великой страны.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"