Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?

7.02.2011

Сцене бала в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Начинается она с приезда гостей в дом Фамусова. Все они представители его, Фамусова, мира. Гости полностью разделяют его жизненную философию: когда надо «прислужиться» – умей сгибаться «вперегиб».


Сцена бала представляет собой отдельную комедию со множеством действующих лиц. Каждая группа персонажей, данная с полной обрисовкой характеров, успевает в нескольких словах разыграть законченное действие. Полную комедию разыгрывают Горичи. Муж, недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь, барин. По меткому замечанию Чацкого, этот «муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей» находится под башмаком своей супруги, приторной и жеманной дамы.


С помощью этих персонажей Грибоедов показывает особенности жизни московских дворян. Это и шесть княжон Тугоуховских, «выведенных на показ» (явно чувствуется подтекст: этот бал у них не первый и уж, точно, не последний), и графиня Хлестова с моськой и арапкой-девочкой, а также многие другие, имена которых подчас и не называются. Все они вводятся в повествование с одной целью: показать, как в условиях крепостнического общества обречены на гонение всякая независимая мысль, всякая живая страсть, всякое искреннее чувство.


Главный герой комедии – Чацкий – это человек, горе которого проистекает от ума, ума в широком смысле этого слова. В грибоедовское время «ум» понимался и как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. Именно «ум» Чацкого ставит вне круга Фамусовых, Молчалиных, Скалозубов, вне привычных для них норм и правил общественного поведения. Именно на этом основан конфликт в комедии, и именно в сцене бала этот конфликт разрешается.


Лучшие человеческие свойства Чацкого делают его в представлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Сцене бала предшествует очень мощный в эмоциональном плане монолог героя «А судьи кто?» И именно в сцене бала мы понимаем, что вопрос Чацкого, обращенного к Фамусову: «где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», является, по сути своей, риторическим. Гости Фамусова ясно дают понять, что пока они существуют, ни о каком прогрессе в обществе и речи быть не может. Ведь их мечта – «забрать все книги да и сжечь».


Личная драма Чацкого, его неразделенная любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии. Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру.


На балу Чацкий понимает, что Софья, которую он любил, уже не та, что прежде, что люди, окружающие его в доме Фамусова, сплошь лицемеры и глупцы. Именно Софья распускает сплетню о безумии Чацкого только для того, чтобы отомстить ему за Молчалина. Тем самым героиня ставит себя по другую сторону от Чацкого, полностью присоединяется к лагерю Фамусова.


Именно в сцене бала Чацкий с горечью осознает – ему не добиться здесь правды, ему здесь делать нечего. Поэтому в финале пьесы он восклицает:


…пойду искать по свету,


Где оскорбленному есть чувству уголок.


Карету мне, карету!



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"