Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Характерные черты Катерины: искренность и правдивость, страстность натуры

26.07.2011

Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.


Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит:


«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», – говорит она Варваре.


А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины – со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи – пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы «шито да крыто было» (Варвара – гуляя по ночам, а Тихон – напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).


Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.


Да и о своей любви к Борису призналась сразу – сначала Варваре, а после приезда мужа – и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем – или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее «странные», непонятные для местных обывателей: «Отчего люди не летают так, как птицы», и сны сказочные: «снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голосаЕ»


А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины – не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство («до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду»), а у Кабанихи – ханжество, формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).


Катерина – лучшая, но все-таки часть патриархального строя – ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.


Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. «Эх, кабы сила!»-только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера.


Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от «сильных мира сего», а поэтому дальше словесных рассуждений не идет.


Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. По словам Добролюбова «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порывеЕ» Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.


Для нас же образ Катерины – это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.


Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину «сильным русским характером»В драме Островского показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлёты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали»тёмного царства»,и шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песнимотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи…»):


Зачем ты пришёл


Зачем ты пришёл, погубитель мой»


«Зачем ты моей погибели хочешь»


«Ты меня загубил!»


Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! «Не жалей, губи меня!»восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини. А каковы первые слова Катерины


Вслушаемся в них внимательно: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». В отличие от жены, Тихон произносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упрёки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на»ты» (как к равной),и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со сломанной волей и растоптанной душой. «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск»,говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таиться, но + «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!»


Нет, она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: «Для чего мне теперь жить, ну для чего»Борис говорит о себе:»Что обо мне-то толковать! Я вольная птица».В сцене свидания Катерина ему завидует:»Ты вольный казак».Но, по сути дела, кто из них двоих более свободен


Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!». Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами «тёмного царства».»Оп – ять житьНет, нет, не надо… нехорошо!» Характерно здесь слово «нехорошо»: жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"