Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ века

5.02.2011

В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин постмодернизм , объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене.  И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным явлением, представления о котором постоянно уточняются. Среди ученых, исследующих феномен постмодернизма, часто отсутствует единство мнений. Единственным бесспорным достижением научной полемики является спонтанно возникающая реакция людей, которые вздрагивают при слове постмодернизм . М.Н. Липовецкий остроумно замечает, что постмодернизм придуман критиками для собственного удовольствия и исчезнет, как только они, критики, договорятся о том, что же все-таки имеется в виду .


Смысл термина постмодернизм .


Постмодернизм – это производное от понятия постмодерн , возникшего  в то время, когда самого явления еще не существовало – впервые термин был употреблен Р. Паннвицем в книге Кризис европейской культуры (1917) как определение эпохи, характеризующейся ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития и начала эволюционного кризиса.


Термин постмодернизм был введен в культурный оборот в 1920 – 30-е гг. в качестве обозначения литературы, идущей на смену модернизму. Термин не прижился  и широкого распространения в первой трети столетия не получил, будучи заменяемым синонимами ультрамодернизм или сверхмодернизм . Только в работах структуралистов 1960-х гг., которые стали рассматривать постмодерн в качестве особой парадигмы и эпистемы, постмодернизм обрел черты идейной программы. Современная трактовка постмодернизма отличается многозначностью. И.С. Скоропанова выделяет следующие  функции термина постмодернизм , который служит для обозначения:


1) нового периода в развитии культуры;


2) стиля постнеклассического научного мышления;


3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства;


4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т.д.);


5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине ХХ в.;


6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике)


Термин постмодернизм до настоящего времени устоялся не окончательно и применяется в эстетике и литературной критике параллельно с дублирующими терминами постструктурализм , поставангардизм , трансавангард , искусство деконструкции и другими.


Наиболее точным и всеобъемлющим из существующих на сегодняшний день представляется определение постмодернизма, данное И.П. Ильиным в энциклопедическом словаре Зарубежное литературоведение : многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений , характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его роли и места в окружающем мире . Иначе говоря, постмодернизм – это тип культурного сознания, сложившийся во второй половине ХХ века.


По мнению американского теоретика Ф. Джеймисона, появление постмодернизма можно датировать со времен послевоенного бума в США (с конца 1940-х – начала 1950-х гг.), а во Франции – с установления Пятой республики (1958 г.). Но постмодернизм представляет собой мультинациональное явление: американский теоретик Хаг Д. Сильверман утверждает, что у постмодернизма нет родины . Сегодня ситуацию постмодернизма переживают культуры разных стран, а самой постмодернистской страной, по мнению Жака Деррида, является Япония.


Постмодернизм  возникает как реакция на новую историческую реальность, сложившуюся в мире после второй мировой войны. Среди объективных предпосылок формирования постмодернизма можно выделить три основных фактора:


1) возросшая исчерпанность управленческого потенциала государства в формировании условий безопасного существования. Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменяющего традиционное буржуазное. В постиндустриальном обществе произошла смена ценностной парадигмы: привычные экономические и политические ценности – власть, деньги, производство – стали подвергаться деконструкции. В новом обществе единственной ценностью становится информация;


2) растущая антигуманность процессов технологического общения, выхолащивающих сердце и душу из процессов коммуникации;


3) активное включение в жизнь общества новых социальных групп, которые ранее были аутсайдерами, таких как феминистские и экологические движения.


Ж.Ф. Лиотар в работе Состояние постмодерна (1979), в названии которой, кстати, впервые присутствовал термин постмодерн, отмечал, что закономерным плодом рационалистического индустриального процесса стали тоталитаризм, противостояние севера и юга и Аушвиц. После Аушвица (Освенцима) в истории человечества начинается новая эпоха, которая требует новых принципов художественного выражения, которые и были найдены в искусстве постмодернизма.


Соотношение модернизма и постмодернизма.


Определить содержание понятия постмодернизм представляется возможным через соотношение с модернизмом. Модернизм  в современной науке понимается как тип культурного сознания, который реализуется в художественной практике символизма, экспрессионизма и акмеизма. В социально-историческом контексте под модернизмом подразумевается период в развитии культуры с конца ХIХ  до середины ХХ века, то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей модернизма является реалистическая , или позитивистская, культура ХХ века, верхней – постмодернизм .



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"