Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Литературоведческие термины

9.02.2011

Школьник, овладевающий научно-публицистическим стилем, должен прежде всего усвоить терминологию, научиться понимать и использовать термины. Рассмотрим несколько примеров из экзаменационных выпускных сочинений.





Примеры характерных ошибок


1. Швабрин в этой цитате ради себя готов пойти на всё. – Ученик не понимает значение слова цитата. Возможные варианты правки: Из этой цитаты явствует, что Швабрин ради себя готов пойти на всё. // Эти слова Швабрина свидетельствуют, что ради себя он готов пойти на всё.


2. В конце поэт замедляет наросший темп, он тормозит трехсложным анапестом. – Здесь ошибок несколько. Во-первых, вместо причастия Наросший следовало использовать его пароним Возросший; во-вторых, трехсложный анапест – это плеоназм (анапест – один из трехсложных размеров), причина возникновения которого, возможно, тоже в паронимической ошибке (трехсложный вместо трехстопный); в-третьих, употребленный, пусть и в кавычках, глагол Тормозит явно неуместен и вызывает смех. Возможный вариант правки: В конце поэт замедляет возросший темп, перейдя на трёхстопный анапест.





3. Сюжеты этих пьес схожи по своему нраву. – Сюжет не имеет нрава. Возможные варианты правки: Эти пьесы схожи по сюжету. // Сюжеты этих пьес схожи.


4. В эпилоге драмы Гроза происходит развязка. – Эпилог – заключительная часть художественного произведения, сообщающая о судьбе героев после изображенных в произведении событий или дающая дополнительные разъяснения замысла автора. Развязка – часть композиции, следующая за кульминацией, завершение событий в произведении. Следовательно, в эпилоге развязка происходить не может; кроме того, в драме Гроза нет эпилога. Возможный вариант правки: Развязка происходит в последних сценах драмы.





5. В романе затрагивался обширный образ войны. – Двойная ошибка: неграмотное сочетание обширный образ и псевдонаучное в романе затрагивался образ . Данный пример удобен для работы с понятием о масштабах образа. А неверно употребленный глагол – следствие стремления избежать тавтологии (изображен образ). Не все ученики сразу запоминают, что образ может быть создан.





Материал для коллективной работы


(Дидактический материал, данный ниже, распределен по группам терминов. Видимо, имеет смысл работа с тем или иным разделом в процессе изучения соответствующих терминов, чтобы школьники научились избегать ошибок до того, как сами станут употреблять данные термины в своих зачетных письменных работах.)





СЮЖЕТ


1. В этих произведениях [ Гроза и Бесприданница – С. Р.] Показано сходство сюжета.


2. В обоих произведениях [ Евгений Онегин и Герой нашего времени – С. Р.] Существует сюжетный поворот с дуэлью.


3. Вишневый сад – неотъемлемая часть сюжета. [см. ниже МОТИВ – С. Р.]


4. Роман [ Война и мир – С. Р.] Протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям.


5. Каждый из пришедших на спектакль целиком окунулся в действие пьесы, почувствовал себя частичкой происходящего сюжета.





МОТИВ


Ошибки в приведенных ниже примерах свидетельствуют о том, что понятие не усвоено. Автор предлагал своим ученикам следующее определение: Мотив – устойчивый компонент формы или содержания художественного текста: м. дороги, любовный м. Однако такое определение нуждается в словесном пояснении. Видимо, есть смысл рассказать, что этот термин происходит от музыкального термина Мотив, пояснить, что такое мотив в музыке (здесь могут хорошо помочь ученики, посещающие музыкальную школу; заодно, что нелишне, реализуется метод обсуждения), а потом, исходя из значения музыкального термина, показать на двух-трех удобных примерах отличие Мотива от Темы (скажем, лицейская дружба в лирике А. С. Пушкина – мотив или тема?). В старших классах к этому термину можно вернуться, когда пойдет речь о символичности мотивов (мотив вишневого сада в одноименной пьесе А. П. Чехова – мотив, а не образ!).





1. Ключевой мотив названия поэмы – это двенадцать (двенадцать апостолов Христа).


2. В произведении прослеживаются множественные революционные мотивы.


3. У Ларисы и Катерины схожи мотивы судьбы.





КОМПОЗИЦИЯ И ЕЕ ЧАСТИ


1. Эпилог является результатом всего рассказа.


2. События и встречи в тексте играют кульминационную роль в жизни людей.


3. И тут наступает разгар их конфликта.


4. Стихотворение является очень эмоциональным произведением. В нем следует четкая композиция. Одна часть предложения поясняет другую. Мысли изложены последовательно. Все произведение четко выражено. Автор является мастером своего дела.


5. Преображенский и Швондер являются главными героями этого эпизода.





ПСИХОЛОГИЗМ


1. Очень широко проявляется психологизм в романе Мы , потому что одно из основных мест занимают внутренние переживания героя и глубина его мыслей.


2. Тонкий психологизм протягивается через все произведение.


3. Чацкого возмущает в Молчалине не его низкое происхождение, а именно психологический портрет человека бесчестного.





ЭПИТЕТ


1. Гоголь описывает Собакевича, не жалея почти никаких литературных терминов: эпитетов или сравнения.


2. В этом стихотворении прослеживается четкий эпитет.





ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


1. Поэма олицетворяет Трубецкую в роли княгини.


2. Можно олицетворить этого безумца с Лукой.


3. Чёрт очень вредный. Это олицетворяется в том, что он хотел испортить людям праздник.


4. В моем понимании Незнакомка олицетворяет Блоку его прошлое, которое приходит всегда одно в образе незнакомки.





СИМВОЛ


1. Толстой показал Кутузова и Наполеона немного символично.


2. Вера Николаевна символизирует человека, достойного настоящей любви.


3. Молодой боец олицетворяет собой символ отваги и стойкости, символ русского человека.





СИМВОЛИЗМ


1. Блок был символистом, и произведение Двенадцать тоже очень символично.


2. В поэме Двенадцать революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов.


3. Это стихотворение является типичным представителем эпохи символизма по признакам того, что автор создает в своем стихотворении отдельный философский мир, непонятный для людей, но созданный для таких же людей, как и автор.





ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ


1. Это стихотворение написано в виде прекрасной рифмы.


2. Стихотворение написано пятистопным ямбом, женской и мужской рифмой.


3. Стихотворение написано в прошедшем времени.


4. Блок пишет поперечной рифмой (поочередные одинаковые окончания). Или это обозначается abab, тем самым эта рифма придаёт стихотворению более праздничное или торжественное, более гордо произносимое Блоком.


5. В поэме употребляется народная речь и слова.





ОБРАЗ


Работа с этим термином осложняется расплывчатостью и сложностью его толкований в различных изданиях. Позволю себе предложить, как мне кажется, простое и доступное определение этого понятия:


Образ – 1) художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного явления; 2) в произведении – тип, характер.




Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"