Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мне не стало хватать его. О творчестве В. С. Высоцкого

25.07.2011

Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву. В 1955 году В. Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в Московский инженерностроительный институт имени В. В. Куйбышева, из которого уходит, не проучившись года. В 1956 году поступает в Школустудию МХАТ имени В. И. НемировичаДанченко на актерское отделение, где занимается у Б. И. Массальского и А. М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина и несколько месяцев в Московском театре миниатюр.


Тогда же начинается сниматься в кино. В 19601961 годах появляются его первые песни. В 1964 году В. Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. В 1968 году выходит первая гибкая пластинка В. Высоцкого с песнями из кинофильма Вертикаль , а в 19731976 годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции. Наверное, у каждого человека, знакомство с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть свой собственный Высоцкий , есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чемто роднее, ближе, убедительнее. Свой Высоцкий есть и у меня. Был такой вроде бы неплохой фильм Вертикаль . Был и прошел. А песни, написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще фильмы, были спектакли, которые озвучивал Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. Каждый раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену. И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне…


На мой взгляд, песня Он не вернулся из боя одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всетаки пишет о ней, более того не может не писать? Песни Высоцкого о войне это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину не подведут. У Владимира Высоцкого есть песни, которые чемто похожу на роли. Роли из никем не поставленных и более того никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и восторгались. Путали и недоумевали.


А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные песнироли . И, в общемто, это уже были не роли, а, скорее, целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом. Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: еще секунда и рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо не сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало поособому трепетно. Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих пьес все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом тоже он, Высоцкий, его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества. Можно сказать, что дверь в его творческую лабораторию была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, к открытию самого себя… Он был невероятно популярен.


Достать билет на его выступление было намного труднее, чем пробиться летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был молодым . А он ненавидел мещан. А снобов презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами: Не надо подходить к чужим столам И отзываться, если окликают. Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди просто люди, он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем! Вспомним, к примеру, его сказочные песни . Те самые, которые он писал для Алисы в стране чудес , для кинофильма Ивандамарья и просто для себя. Дети, общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними на равных, а кто прикидывается ребенком. Так вот, сочиняя свои детские сказочные песни , Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им. За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его… Можно сказать: когда я впервые услышал эти песни, у меня долго не проходило какоето ощущение свежести, улыбки, доброты. И я еще больше поверил в истину: даже тогда, когда в начале сказки все страшно, аж жуть! , в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро! По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально купаясь в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие, частушки, виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"