Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мотивы лирики И. Франко

26.07.2011

В историю украинской литературы он вошел как лирик, прозаик, драматург, философ, публицист. Поэтическое же наследие его настолько разнообразно, что его трудно охватить краткой характеристикой. Лирика Франко – это проявление общественно-политических идеалов, оружие борьбы против врагов трудового народа, своеобразный мир, который отражал его личные переживания, философские размышления и мысли о судьбе трудящегося люда. Лирический герой Каменщика – это не только он сам, не только образ передового общественного деятеля, это вся история украинского народа, неотъемлемой частью которого признавал себя поэт и которому отдавал все свои силы. В 1887 году вышел сборник «Вершины и низины». Лирический герой этой поэтической книги полон веры в справедливость, революционной борьбы и в возможность изменить жизнь общества к лучшему. Открывают сборник величальные песни, которые прославляют бессмертную силу борьбы за прогресс, счастье, свободу. Вечный революционер – «Дух, что тело рвется к бою, Рвет за прогресс, счастье и свободу…». Поэзия проникнута светлым настроением веры в победу: «Не рыдать, а добывать хоть сыновьям, если не себе, Лучшую долю в борьбе». Стихотворением «Каменщики» автор утверждает программу жизни революционера, ставшего на путь переустройства общества:


Все мы верили, что своими руками


Разобьем скалу, гранит…


В цикле «Веснянки» Франко, употребляя прием параллелизма, показывает весеннее пробуждение природы и готовность общества воспринять новизну жизни. Героем гражданской лирики становится носитель идей новой жизни, свободного общества. По-новому открывается для нас Франко, когда читаем Сборник «Увядшие листья». Перед нами разворачивается драма лирического героя, вызванная обстоятельствами общественной и личной жизни. «Увядшие листья» – это художественный образ потерянных надежд, неразделенной любви.


Чего являешься мне во сне?


Чего обращаешь ко мне


Прекрасные глаза те ясные, печальные…


Лирический герой – человек сильного характера и нежной души. Три скорби стоят на пути влюбленного: «мягкое сердце», «мужицкий род», «гордая душа». Личные переживания героя автор поднял на несравненную высоту духовной красоты. Многие стихи сборника «Увядшие листья» написаны в стиле народной песни. Примером можно назвать стихи «Красная калина, чего на лугу гнешься?», «Ой ты, девушка, из ореха зернышко», которые положены на музыку. Любовная лирика Франко – это чудесный сборник любви. Другими мотивами полон сборник «Мой изумруд». На Руси издавна «изумрудом» называли сборники назидательных статей, в которых излагалась христианская мораль. У Франко – это «наставление» революционера-демократа. Поэт развенчивает псевдопатриотов, разоблачает подлость, лицемерие, продажность. В стихотворении «Декадент» он осуждает упадочническую литературу. Лица у людей мрачные, у каждого на душе боль, какая-то невеселая тайна. Осенью все почему-то вспоминают прожитые годы, неисправленные ошибки. Потерянную любовь. Я люблю осень, но ее неиссякаемая печаль тревожит меня, не дает покоя, и в поисках лекарств от осенней болезни я перелистываю страницы своих любимых книг.


Вот под руку попадаются стихи Ивана Франко. Сразу мысленно возникает стереотип: революционная поэзия, насквозь идеологизированная, а значит, ничего близкого для себя я не найду. Но если книга в руках, то невозможно ее не открыть. Открываю, и неожиданно, словно первая любовь, перед глазами встают строки:


Развейтесь с ветром, листочки увядшие,


Развейтесь, как тихое дыхание!..


В нескольких строчках я почувствовала все: и осень, и печаль, и собственные боль и тоску по любви.


Никогда не могла подумать, что Франко написал нечто и для меня. Приятно чувствовать, что кто-то думал так, как и ты. Нужно немного почитать эти полные осенью стихи. Я сочувствую лирическому герою – автору, который прощается со своей любовью, нет, не с любовью, а с любимой, которую продолжает нежно любить. Герою трудно забыть все прекрасные мгновения своей любви, он продолжает воспевать девушку, к которой обращены его чувства. Насколько я поняла, она красивая, обаятельная, но не отвечает взаимностью поэту: губы у нее – «тихая молитва», глаза темные, словно ночь, а накал огнем, который «зажигает сердце пожаром, и сердце самой девушки -« колючий терновник» , а слова режут, как бритва. Такая раздвоенность смущает героя, он с отчаянием говорит:


Ой ты, девушка, ясная звездочка!


Ты мои радости, ты мое горе!


Тебя выдавая, любить должен,


Тебя любя, потеряю душу.


Здесь мое сердце замирает от наплыва знакомых чувств. Ведь если бы можно было влюбляться только в добрых, ласковых людей, тех, кто заслуживает искренней любви. Не знаю, к сожалению или к радости, но такое невозможно, и глаза любимого человека могут не светиться благосклонностью. Эти глаза могут даже высокомерно посмотреть на тебя или вообще смотреть сквозь тебя. И в тысячу раз хуже на сердце, если любовь твоя не секрет. И скрытое чувство не исчезает, оно всплывает в голосе и взгляде, в слове и улыбке, выливается на бумагу в виде стихов. Ради любви достаточно только одного человека, отсутствие взаимности осложняет, но не убивает чувства.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"