Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Мотивы ранней поэзии П. Тычины

26.07.2011

Начало XX века в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необычный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем почувствовать, умом постичь. Исполненное философским смыслом, художественное совершенное слово поэта звучит с нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость поэзии Павла Тычины, очень удачно назвал ее «музыкальной рекой». Он имел в виду, прежде всего то, что творчество одного из крупнейших поэтов нашего века не просто удивительно музыкальное, сотканное из многочисленных песенных образов, но и передает извечный космический светоритм, переливается и течет, как музыкальная река. Сегодня мы говорим о неоднородности поэзии Тычины – стихи не всегда ровные, часто противоречивые, сдавлены удручающими силами тоталитаризма. Но все то лучшее, что создал наш поэт, стало достоянием украинской культуры.


Большую силу таланта Павла Григорьевича подтверждают его ранние произведения. Эта лирика охватывает десятые-двадцатые годы нашего века. Автор в ней выступает как сын своей земли, искренний и нежный, верный и истинный. Олесь Гончар высоко и мудро оценил личность Тычины как художника слова: «… Павел Григорьевич как человек был бы продолжением своей поэзии. Это один из самых моральных наших поэтов, певец той яблоневоцветности, которая, переходя из поколения в поколение, и сейчас способна волновать подрастающую молодежь, очищать и вдохновлять каждого, чья душа восприимчива для прекрасного». Рассматривая раннюю лирику поэта, мы выделяем богатство его художественного мира. Эмоционально возвышенным образом начинается стихотворение Тычины «я молод, молод», которое не вошло ни в первый, ни в следующие сборники. Еще заметна на ранних произведениях печать ученичества, поиски своего пути в поэзии. И в них светлая тональность, которая передает тревожные ожидания юношей будущего. Возможно, наиболее отчетливо духовный мир лирического героя ранних произведений раскрывается в стихотворении «Как не горю – я не живу». Это стихотворение передает волнение души человека в выборе своей жизненной позиции:


Как не горю – я не живу


Как не люблю – я не пою,


Но этого я еще не знаю.


Всегда я – Как пламя.


Жизненная позиция автора и определяет мотив его ранних стихов. Гордо зазвучал патриотический мотив в таких стихах: «Не знаю и сам я, за что так люблю…», «Украина моя, дорогая Украина», «Не бывал ты в наших краях». Здесь появился одухотворенный образ родной земли. Именно с родной землей связаны думы, мечты, надежды лирического героя. Как сын любит свою мать, так юноша любит свою Украину: трепетно, нежно и бескорыстно:


За что же так любить,


За что так любить?


Не знаю, не знаю! –


Но я люблю, И силы свои все я ей отдаю,


Ей песни синие, веселые, печальные…


Юношеское увлечение вожделенной Украиной естественно сменяется острым ответом и чужеземным пришельцам, и доморощенным землякам, которые пытались посмеяться над патриотическими чувствами героя, доказать, что Украина умерла. Герой понимает, что с людишками, которые отреклись от родной матери, не о чем разговаривать. А потому в стихотворении «Ах, не смейтесь вы надо мной» он заявляет:


Не трогайте – прошу вас – моей Украины


Только это моя радость одна!


Павел Григорьевич, будучи тонкой и нежной натурой, не мог не передать в своих стихах одного из лучших человеческих чувств – любви. «Вы знаете, как липа шелестит?», «Когда в твои глаза смотрю», «Я сказал тебе лишь слово» – вот те жемчужины творчества, в которых звучит струна сердца. Мастерство поэта проявляется здесь в том, что он умело передает трепет и надежды влюбленных, глубину и искренность их чувств:


Когда в твои глаза смотрю –


Кажется мне: Будто вижу


Бриллиантовых глаз целое море,


Что где-то там горят, улыбаются Прекрасные, ясные! ..


Лирический герой в глазах любимой, «прекрасных, светлых, увидел и «небо прозрачное, и настоящее чудо – «бриллиантовых глаз целое море!». Но достаточно ей заговорить, как сразу же раскрывается душевная нищета избранницы, и на ум приходит затуманенное осеннее поле, где только «сухой стебель шатается». В стихотворении противопоставлены чувства героя, вызванные внешней красотой девушки, ее внутреннему миру. Возвышенно звучит тема любви в другом стихотворении – «Я сказал тебе лишь слово…». Лирический герой, сердце которого поет от счастья – радости, признается:


Переполненный любовью,


Я открыл любви книгу.


Для Тычины мир был полон красотой, солнцем, радостями. Наполнен так искренне, что все это до сих пор льется через край – и вечно будет литься, даря людям живую воду познания и радости. Примером такого тонкого отображения нежности любви является стихотворение «Не смотри так приветливо…». Теплой летней ночью выбежала девочка


На минутку в сад. А там ее милый ждет. А там – объятия и поцелуи. Сладко и страшно. Опасно и желанно. И умоляет она отпустить ее домой, и оторваться от любимого не может. Не заметили, как и утро заиграло над ними. Целая повесть, целая поэма о любви:


Не смотри так приветливо


Яблонецветно,


Стынут звезды, как пшеница,


Буду я грустить.


Когда перечитываешь произведения Тычины, написанные им в начале творческой жизни, то ловишь себя на мысли: какие же они живучие, эти строки поэта! Время не имеет над ними никакой власти. Давно-давно отплакала бедная крестьянская нивка, сожженная палящим солнцем, облитая потом крестьянина-бедняка, – сжимает сердце жгучая боль, когда читаешь строки, написанные двадцатилетним поэтом:


Расскажи, расскажи мне, поле,


Чего редко растут колосочки –


Ой дождей мне бы надо, дождей, а не пота…


Когда М. Коцюбинский прочел эти строки на одной из своих «суббот» – и все увидели, что на Украине появился новый талантливый поэт. Но, к сожалению, ему суждена позже трагическая судьба художника. Сегодня же Тычину любят, уважают, благодарят украинские читатели.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"