Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Нелитературная и экспрессивная лексика

9.02.2011

В книжных стилях слова этих лексических пластов употребляются при описании людей, пользующихся этим типом лексики, но при этом нужны пояснения, например: «как принято называть у моряков», «что в переводе на литературный язык означает…» и т. п. Так достигается эффект правдоподобия и не нарушается норма. Необоснованное употребление этих лексических ресурсов приводит к грубым ошибкам.


В школьных письменных работах употребление таких слов чаще всего связано с неумением школьника обойтись без них. Как ни печально, но к этим словам современный ребенок и подросток привыкает не только в процессе устного общения, но и благодаря СМИ и печатной продукции. Даже редакторы солидных издательств позволяют себе не замечать откровенных грубостей. Например, в переводе повести У. Ле Гуин Растерянный рай переводчик Д. Смушкович употребляет выражение из жаргона наркоманов: В архиве было немало садистских программ; многие на них подсаживались . Однако контекст вполне позволяет сказать иначе: …многие к ним пристрастились .


В том же переводе есть случай и более серьезного нарушения стилистических норм: По природе своей Луис не был подвержен гневу и не щадил своего самолюбия, но и ему показалось, что его опустили . Слово опустить взято из уголовного, тюремного жаргона и означает насильственно сделать пассивным гомосексуалистом . Даже в переносном смысле оно звучит крайне грубо. Однако переводчик, вообще-то придерживающийся в своей работе нормального литературно-художественного стиля, не смог обойтись без этих грубостей. То, что и редактор пропустила такие вопиющие нарушения стиля, говорит об опасной тенденции снижения уровня не только разговорной, но и литературной речи.





Примеры характерных ошибок


1. Достоевский изображает жизнь Питера. – разумеется, Петербурга. 2. Жизнь города Калинова шла по своим понятиям. – Конечно, грамотно сказать – По своим законам. 3. Они велись за обществом. – Литературный вариант: Подчинялись обществу. 4. Аркадий будет проповедовать идеи и учение своего авторитета. – В данном случае слово Авторитет употреблено так, как оно употребляется в уголовной среде для наименования главарей банд. Кроме того, Идеи и учение – плеоназм. Предлагаемый вариант исправления: Аркадий будет проповедовать идеи своего учителя.





Материал для коллективной работы


1. По характеру Мцыри был очень упёртый.


2. У Митраши в авторитете был отец.


3. Для революционной власти характерно стукачество и доносы.


4. Крыжнев хотел заложить коммуниста немцам.


5. Молчалин начал подруливать к Софье.


6. Швабрин сдал Пугачеву Гринева и Машеньку.


7. Он мог осрамить семью и себя, опустить ее и себя в глазах других людей.


8. Пискарь прожил дольше всех, но какая это была паскудная, унизительная жизнь.


9. Раскольников, возможно, отсидев свой срок, вернется и поведет нормальную жизнь.


10. Как Софья могла любить сначала умного, общительного мужчину, а через три года полюбить тупого, замкнутого идиота?


11. Раскольникову дали срок в размере восьми лет.


12. Обломов и Штольц, два олуха, любят Ольгу, но настолько устаканившиеся в своей жизни, что никто не хочет ничего менять.





Экспрессивная лексика


Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание, что нередко встречается в сочинениях школьников.


Примеры характерных ошибок


1. Андрей после смерти жены переживает жуткую депрессию. – Слово Жуткую здесь не подходит по стилю. Предлагаемые варианты исправления: Андрей после смерти жены переживает глубокую депрессию. Или: Смерть жены Андрей переживал очень тяжело.


2. Мало того, что Чацкий – главный герой, это еще и самый яркий образ пьесы. – Здесь экспрессивность создается за счет порядка слов.





Материал для коллективной работы


1. Мне безумно нравятся произведения Гоголя, я считаю себя жертвой его таланта.


2. Булгаков обрушился на тех, у кого в образовании конь не валялся.


3. Распутин со всеми своими потрохами и в том числе с мозгами – великий писатель.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"