4.02.2011
Высокое уважение к искусству почитании художественного таланта
является одной из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана.
Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные
поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана.
Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и Етим Эмин,
Йири Казак, Гамзат Цадаса.
Расул Гамзатов вдохновлял и вдохновляет его величество народ. Он
больше глубже и полнее всех других достиг в своем творчестве народного
поэта. Сегодня Расул Гамзатов – один из самых выдающихся поэтов XX века. Он
продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты.
«Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным
своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие, о
судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка
явлением общечеловеческим, явлением мировым».
Расул Гамзатов – один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина,
и сам он – поэт пушкинского склада. Расул Гамзатов воспел родной очаг,
родные горы, добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными
стихами заставил земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и
мужестве.
«Открытие Дагестана – вот как бы я назвал, вот что такое прежде для
меня творчество Расула Гамзатова», - писал Мраклий Абашидзе.
Именно Расулу Гамзатову, большому советскому поэту, истинному сыну
своей эпохи и своего народа суждено было выполнить благородную миссию -
совершить поэтическое открытие Дагестана.
Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное
по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев -
прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ
для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.
О Расуле Гамзатове написано много книг. О нем и его творчестве пишут и
русские и дагестанские критики, дают прекрасную оценку его стихам.
Расул Гамзатов и мой любимый поэт и мне тоже захотелось написать хоть
что-нибудь о своем любимом поэте, о его творчестве, дать оценку, выразить
свои мысли. Вот почему я брала эту тему.
Перу известного дагестанского критика Камиль Султанова принадлежит ряд
статей общего и конкретного характера о творчестве Расула Гамзатова. Он
также написал книгу «Расул Гамзатов». Большим признанием для творческого
вдохновения поэта были статьи о нем признанных мастеров поэтического слова:
Я.Смелякова, А.Фадеева, М.Светлова, И.Тихонова, К.Чуковского, С.Маршака.
Литературоведческие и критические материалы о творчестве Расула
Гамзатова делаются в книгах «Слово о Расуле Гамзатове», «Мастерство Расула
Гамзатова», «Расул Гамзатов – поэт и гражданин».
Известный дагестанский критик-исследователь творчества Расула
Гамзатова С.Хайбуллаев посвятил ему ряд литературно-критических статей и
книг. В исследовании «Наследия и открытия» делается попытка раскрыть
разнообразный и масштабный мир Расула Гамзатова. Автор книги сконцентрирует
внимание читателя на двух проблемах: творческое освоение поэтом традиций
национальной художественной культуры его новаторский вклад в дагестанскую
литературу, позволивший ей стать явлением общесоюзного и мирового значений.
Большое внимание творчеству Р.Гамзатову уделяет Ч.С.Юсупова. Вышли ряд
статей и книги «Дагестанская поэма», «Становление и развитие жанра», «О
современной аварской лирике».
Исследователь Мусаханова обращает внимание читателям на продолжение
или развитие пушкинских поэзий в творчестве Расула Гамзатова.
Мастер художественного слова Гамзатов не ограничивается вынесением на
суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в
литературно-критических статьях, публицистическихвыступлениях,
высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного
творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое
назначение и призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет
книга «Верность таланту», где собраны наиболее значительные
литературоведческие и критические статьи поэта.
О его творческих связях с традициями Пушкина , как и вообще в русской
литературой, еще не стал предметом специального изучения, хотя в имеющейся
научной литературе постоянно акцентируется внимание на этой теме. Расул
Гамзатов постоянно говорит о своих творческих связях с русской литературой,
о своих учителях – русских классиков и мастерах советской поэзии, среди
которых он отличает великого Пушкина. Образ великого поэта часто
вырисовывался в его произведениях. Это можно объяснить трудностью и
сложностью самой проблемы литературных взаимодействий, особенно на
современном этапе, когда они характеризуются высоким творческим уровнем и
«адрес» воздействия не всегда удается обнаружить, тем более у такого поэта,
как Р.Гамзатов, творческие связи которого с русской литературой предстают
не повторением образцов, а новыми идейно-художественными открытиями,
продолжавшими новые тропы не только в дагестанской, но и всей советской
литературе, являясь поэтом, имеющий свое лицо, свое национальное
своеобразие. Р.Гамзатов не боится говорить о своих учителях, среди которых
он наиболее часто приводит дорогие для него имена от Пушкина до Маршака,
чьи творческие судьбы служат для него примером жизненного и поэтического
кредо. У них, как у своих выдающихся предшественников в дагестанской
литературе – от Махмуда до Г.Цадасы, С.Стальского и Э.Капиева, учился он
художественному постижению глубины мысли, красоте, четкости и
выразительности образных средств и силе гражданского звучания поэтического
слова, реализму.
Интересны в этом отношении его «Слово к читателю», предпосланное
трехтомному «Собранию сочинений» (1968), в котором он с любовью называет
дорогие для себя имена и диалог с Вл.Коркиным, опубликованный в журнале
«Литературное обозрение»[9], где он говорит о реализме Пушкина. Общественны
также слова Р.Гамзатова о том, что русская литература помогла многим
представителям наших национальных литератур «писать лучше, сильнее и глубже
излагать свои мысли и чувства», и что она «познакомила их с новыми
жанрами», связанные им при осмыслении общих закономерностей развития
северокавказских литератур на региональном совещании писателей Северного
Кавказа в г.Нальчик в 1959 году.
Но более полно его мысли о Пушкине, о
характере его творчества выражены в статье «Стоял он дум высоких полн»,
опубликованной к 150-ти летию со дня гибели поэта.
Подчеркивая во всех своих выступлениях вопрос о значении опыта русской
литературы для творческих взлетов наших национальных художников-поэт,
неизменно утверждает главную свою мысль: «Плох мастер, который перестает
быть учеником, тем самым пояснил высокий, нравственный и эстетический
смысл, который он вкладывает в понятия ученичество, так как он хорошо
понимает, что традиции – застившие законы, а живой развивающийся процесс и
Страницы: 1 2