Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Новаторство творчества Расула Гамзатова

4.02.2011

Высокое  уважение  к  искусству  почитании   художественного   таланта


является одной из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана.


Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя  богатые  самобытные


поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов  Дагестана.


Родниками его поэтического слова были Чанка и Махмуд, Батырай и  Етим  Эмин,


Йири Казак, Гамзат Цадаса.


Расул Гамзатов вдохновлял  и  вдохновляет  его  величество  народ.  Он


больше глубже и полнее всех  других  достиг  в  своем  творчестве  народного


поэта. Сегодня Расул Гамзатов – один из самых выдающихся поэтов XX века.  Он


продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты.


«Яркая   образная   система,   насквозь    пропитанная    национальным


своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие,  о


судьбах  человечества  и  высокий  гуманизм  делают  поэзию  нашего  земляка


явлением общечеловеческим, явлением мировым».


Расул Гамзатов – один из лучших переводчиков и комментаторов  Пушкина,


и сам он – поэт пушкинского  склада.  Расул  Гамзатов  воспел  родной  очаг,


родные  горы,  добрососедство,  любовь  и  дружбу  людей.  Своими  чудесными


стихами заставил земляков  петь  песни  о  любви  и  молодежи,  о  родине  и


мужестве.


«Открытие Дагестана – вот как бы я назвал, вот что  такое  прежде  для


меня творчество Расула Гамзатова», -  писал Мраклий Абашидзе.


Именно Расулу Гамзатову, большому советскому   поэту,  истинному  сыну


своей эпохи и своего народа суждено  было  выполнить  благородную  миссию  -


совершить поэтическое открытие Дагестана.


Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно  национальное


по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев  -


прежнего и современного. Поэт с жадностью и  азартом  открывает  свой  народ


для себя, познавая его самозабвенно, любуется им.


О Расуле Гамзатове написано много книг. О нем и его творчестве пишут и


русские и дагестанские критики, дают прекрасную оценку его стихам.


Расул Гамзатов и мой любимый поэт и мне тоже захотелось написать  хоть


что-нибудь о своем любимом  поэте, о его творчестве, дать  оценку,  выразить


свои мысли. Вот почему я брала эту тему.


Перу известного дагестанского критика Камиль Султанова принадлежит ряд


статей общего и конкретного характера  о  творчестве  Расула  Гамзатова.  Он


также написал книгу  «Расул Гамзатов». Большим  признанием  для  творческого


вдохновения поэта были статьи о нем признанных мастеров поэтического  слова:


Я.Смелякова, А.Фадеева, М.Светлова, И.Тихонова, К.Чуковского, С.Маршака.


Литературоведческие  и  критические  материалы  о  творчестве   Расула


Гамзатова делаются в книгах «Слово о Расуле Гамзатове»,  «Мастерство  Расула


Гамзатова», «Расул Гамзатов – поэт и гражданин».


Известный   дагестанский   критик-исследователь   творчества    Расула


Гамзатова С.Хайбуллаев посвятил ему  ряд  литературно-критических  статей  и


книг. В исследовании «Наследия  и  открытия» делается  попытка  раскрыть


разнообразный и масштабный мир Расула Гамзатова. Автор книги  сконцентрирует


внимание читателя на двух проблемах:  творческое  освоение  поэтом  традиций


национальной художественной культуры его новаторский  вклад  в  дагестанскую


литературу, позволивший ей стать явлением общесоюзного и мирового значений.


Большое внимание творчеству Р.Гамзатову уделяет Ч.С.Юсупова. Вышли ряд


статей и книги «Дагестанская поэма»,  «Становление  и  развитие  жанра»,  «О


современной аварской лирике».


Исследователь Мусаханова обращает внимание  читателям  на  продолжение


или развитие пушкинских поэзий в творчестве Расула Гамзатова.


Мастер художественного слова  Гамзатов не ограничивается вынесением на


суд  читателя  своих  творений.  В  предисловиях  к   своим   сборникам,   в


литературно-критических     статьях,     публицистическихвыступлениях,


высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть  суть  литературного


творчества, показать чудо рождения поэтического  слова,  обосновать  высокое


назначение и призвание художественного слова. Эту задачу  успешно  выполняет


книга   «Верность    таланту»,    где    собраны    наиболее    значительные


литературоведческие и критические статьи поэта.


О его творческих связях с традициями Пушкина , как и вообще в  русской


литературой, еще не стал предметом специального изучения, хотя  в  имеющейся


научной литературе постоянно акцентируется  внимание  на  этой  теме.  Расул


Гамзатов постоянно говорит о своих творческих связях с русской  литературой,


о своих учителях – русских классиков  и  мастерах  советской  поэзии,  среди


которых  он  отличает  великого  Пушкина.   Образ   великого   поэта   часто


вырисовывался  в  его  произведениях.  Это  можно  объяснить  трудностью   и


сложностью  самой  проблемы   литературных   взаимодействий,   особенно   на


современном этапе, когда они характеризуются высоким  творческим  уровнем  и


«адрес» воздействия не всегда удается обнаружить, тем более у такого  поэта,


как Р.Гамзатов, творческие связи которого с  русской  литературой  предстают


не  повторением  образцов,  а  новыми   идейно-художественными   открытиями,


продолжавшими новые тропы не только в  дагестанской,  но  и  всей  советской


литературе,  являясь  поэтом,   имеющий   свое   лицо,   свое   национальное


своеобразие. Р.Гамзатов не боится говорить о своих учителях,  среди  которых


он наиболее часто приводит дорогие для него имена  от  Пушкина  до  Маршака,


чьи творческие судьбы служат для него  примером  жизненного  и  поэтического


кредо. У  них,  как  у  своих  выдающихся  предшественников  в  дагестанской


литературе – от Махмуда до Г.Цадасы, С.Стальского  и  Э.Капиева,  учился  он


художественному   постижению   глубины   мысли,    красоте,    четкости    и


выразительности  образных средств и силе гражданского звучания  поэтического


слова, реализму.


Интересны в этом  отношении  его  «Слово  к  читателю»,  предпосланное


трехтомному «Собранию сочинений» (1968), в котором  он  с  любовью  называет


дорогие для себя имена и диалог  с  Вл.Коркиным,  опубликованный  в  журнале


«Литературное обозрение»[9], где он говорит о реализме Пушкина.  Общественны


также слова Р.Гамзатова  о  том,  что  русская  литература   помогла  многим


представителям наших национальных литератур «писать лучше, сильнее и  глубже


излагать свои  мысли  и  чувства»,  и  что  она  «познакомила  их  с  новыми


жанрами»,  связанные  им  при  осмыслении  общих  закономерностей   развития


северокавказских литератур на  региональном  совещании  писателей  Северного


Кавказа в г.Нальчик в 1959 году.


Но более полно его мысли о  Пушкине,  о


характере его творчества выражены в статье  «Стоял  он  дум  высоких  полн»,


опубликованной к 150-ти  летию со дня гибели поэта.


Подчеркивая во всех своих выступлениях вопрос о значении опыта русской


литературы  для  творческих  взлетов  наших  национальных   художников-поэт,


неизменно утверждает главную свою мысль:  «Плох  мастер,  который  перестает


быть учеником, тем   самым  пояснил  высокий,  нравственный  и  эстетический


смысл, который он вкладывает  в  понятия  ученичество,  так  как  он  хорошо


понимает, что традиции – застившие законы, а живой развивающийся  процесс  и


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"