Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

О чем предупреждал Томас Манн в новелле «Марио и волшебник»?

26.07.2011

… Политика – понятие широкое, оно переходит без резкого разграничения к этическим проблемам. Т. Манн, из переписки. 1930 год. Италия. Залитый ярким солнцем морской берег, «устлан мягким, мелким песком, окаймленный рощами, на него заглядываются близкие горы». Казалось бы, что Творец и природа позаботились о том, чтобы людям в таком месте было приятно, уютно и радостно отдыхать. Однако рассказчик новеллы Т. Манна «Марио и волшебник», действие которой происходит в курортном городке Парр ди Венера, в первых же строках говорит, что здесь «злость, раздражение, напряжение… висели в воздухе». Курортники сразу почувствовали, что «здешним отношениям хватало искренности и непринужденности». В столовой центрального Гранд-отеля герою в первый же вечер отказали в столике на веранде, которую облюбовали дети, ибо укромные места держали для «наших клиентов». Затем семья рассказчика выселили из гостиницы на том основании, что римская аристократка, которая жила в соседней комнате, испугалась коклюша, на недавно переболели дети. И хотя гостиничный врач подтвердил, «что болезнь прошла и бояться ее нет оснований», администратор все же заявил, что иностранцам «придется освободить комнату и переселиться во флигель». Когда восьмилетняя дочь героя «голенькая пробежала несколько метров до воды, выполоскала купальник и вернулась обратно, ее поступок, то есть поступок ее родителей, вызвал страшное негодование местных жителей. Они восприняли его как «неблагодарность и оскорбительное неуважение к гостеприимной Италии», как надругательство над национальным достоинством.


В чем же причина такого удушливого морального климата в милом курортном городке? Новелла Т. Манна рисует то страшное время в жизни Италии, когда к власти пришли фашисты, которые, прежде всего, насаждали национальную исключительность. Идея национального превосходства захватила итальянцев. Они «легко обижались, слишком любили демонстрировать собственное достоинство, казалось, совсем некстати, возникала борьба национальных флагов, споры за авторитет и ранг. Взрослые вмешивались не столько, чтобы утихомирить детей, сколько чтобы решительно защитить главные принципы, произнести громкие слова о величии и достоинстве Италии». Даже дети были вовлечены в политику: «на пляже даже кишело юными патриотами – неестественное и очень удручающее явление».


Но наиболее выразительным проявлением развращения людей фашистскими идеями стал сеанс ужасающего волшебника Чиполлы. Этот человек, несомненно, была наделен от природы силой влиять на психику других, завораживать на время, манипулировать людьми. Вежливого юношу он заставил показать публике язык, порядочная мадам Анджольери покорно «понеслась за соблазнителем, который увлекал ее за собой», нескольких зрителей заставил плясать под хлопанье нагайки. Чиполло наслаждался своей властью над людьми, которые по его приказу совершали поступки, унижающие их человеческое достоинство, отрекались от своего «я». «Зрителями овладел какой-то разврат, они словно опьянели, как бывает поздней ночи, потеряли власть над своими чувствами, способность критически оценивать влияние этого человека и трезво сопротивляться ему». Лишь один человек нашел в себе силы противостоять злым чарам Чиполлы. Кельнер Марио, придя в сознание после гипноза, под действием которого он принял гадкого волшебника за любимую Сильвестру, застрелил Чиполлу. «Ужасный, фатальный конец. А все-таки он принес освобождение,, ».


Томас Манн, который был очевидцем зарождения фашизма в Европе, предупреждал человечество о той опасности, нависшей над ним в 30-е годы XX в. Однако это предостережение, к сожалению, не потеряло своего значения с разгромом фашизма. Время от времени в разных уголках мира возникает угроза тоталитаризма. В новелле «Марио и волшебник» писатель ярко показал пагубность разделения человечества на высшие и низшие расы, преступность власти «сильной» личности, основанная на унижении других людей. Противостоять же проявлениям тоталитаризма могут лишь люди с высоким чувством собственного достоинства, личности, которые не отреклись от своего «я», а не толпа обезличенных существ. Для того же, чтобы народ не превратился в покорное стадо, каждый человек должен заботиться о сохранении своего неповторимого «я», активно противостоять низости, злоупотреблению властью, несправедливости, подхалимажу в повседневной жизни.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"