4.02.2011
Как пишет исследователь Хайбуллаев: исследования последовательного
исторического пути зарождения, становления, формирования аварской
литературы, как эстетической системы позволяет утверждать, что творчество
Расула Гамзатова, будучи новой , более высокой ступенью развития, в то же
время является естественным и закономерным продолжением традиций
национальной художественной культуры.
Знаток и ценитель поэзии Н.С.Тихонов отметил связь творчества
Р.Гамзатова с тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и его
новаторский характер. В открытом письме в честь присуждения в 1963 году
Расулу Гамзатову Ленинской премии за сборник «Высокие звезды» Н.С.Тихонов
также писал: «Старый друг, дорогой Расул ! Нелегко быть выдающимся поэтом в
стране, где издавна известна и любима высокая поэзия. Нелегко продолжать
поэтическое дело в Дагестане, в Аварии, где были также могучие поэты, как
Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса, их хранить бережно народная
память, но тебе это сделать, потому что гордый родных гор, родного народа
дал тебе силу и слово для поэтического подвига. И тем заслужил ты любовь
большого читателя».
Творческие связи поэта с традициями национальной культуры сложны и
многогранны. Приближаясь к творчеству Расула Гамзатова, с его статьями по
истории и теории литературы народов Дагестана, можно понять то, что он
освоил достижения художественной мысли мира и Дагестана, в эстетическом,
идейном и художественном плане.
Национальная культура дала ему энергию и силу для дальнейшего
творческого взлета.
Опыт развития аварской литературы подтверждает правильность вывода о
том, что «массовое литературное движение всегда является необходимой
исторической предпосылкой гениальных писателей».
Литература Дагестана второй половины XIX века выдвинула Махмуда из
Кахаб-Росо, в которой были сконцентрированы творческая мощь эпохи.
Эпоха больших социальных перемен обусловила появление блестящего в
аварской литературе сатирика Гамзата Цадасы, ему на смену пришел Расул
Гамзатов – поэт большого дарования, который продолжил традиции дагестанской
лирической поэзии в XX веке.
Расул Гамзатов неоднократно указывал на особенности движения
эстетической мысли народов Дагестана.
«Надо помнить, что поэзия, – наиболее самобытная, первородная форма
нашей литературы – способствовала и способствует рождению и развитию других
народов и видов литературы. Мы улавливаем родство с позиций в нашей молодой
прозе и в драматургии».
«Начиная с XVIII века на всем протяжении своего развития стержневыми в
аварской литературе были идейно-тематические ряды и проблемы: раскрепощение
человеческой личности, эмансипация женщины, борьба против религиозного
мракобесия. Сильные социальные мотивы, пристальный интерес к заботам и
нуждам трудового человека, воспевание добра и справедливости обусловили
гуманизм и демократизм развивающейся литературы».
Прослеживая эволюцию жанровой структуры аварской литературы, мы и
здесь замечаем постоянную преемственность. Одним из распространенных жанров
аварской поэзии является философская лирика, зачинателями которого были
Магомед Кудутлинский и Гасан из Кудали, дальнейшее становление и развитие
она получает в поэзии Али-Гаджи из Инхо, затем в поэзии Гамзата Цадасы и
Расула Гамзатова. Традиции любовной лирики последовательно передавались
друг другу Анхил Марин, Эльдарилав, Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо, поэты
махмудовской поры: Этил Али из Тлетля, Нурмагомед из Местеруха, Магомед из
Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея. Она становится ведущей
в творчестве Галуатова.
Сатира, которая стала основным оружием Гамзата Цадасы, свое начало
берет в творчестве Саида Аракинского и получает дальнейшее развитие в
поэзии Магомедбега из Гергебеля, Алибаджи из Инхо, к ней также нередко
обращается и Расул Гамзатов.
Движение аварской литературы от эпохи к эпохе позволяет проследить
разнообразное проявление традиций в форме идейных, то в форме тематических,
то в форме жанровых, то в форме стилевых, то в форме принципов отбора,
обобщения, отражения жизненных явлений.
Каждое последующее поколение деятелей литературы располагало
культурным наследием - совокупностью художественных ценностей, созданных
предыдущими поколениями художников. Но не отвечало запросам и нуждам
последующих эпох, не все в нем могли быть воспринято и продолжено.
По точному выражению Ромашка «Традиция – это прошлое в современности и
современное в будущем, та активная тенденция в литературе, посредством
которой осуществляется времен, это общий язык для литературы разных
эпох».
Будучи лирическим поэтом Расул Гамзатов сделал многое для развития
литературно-критической мысли Дагестана. Он по достоинству оценил
творчество каждого поэта дореволюционной аварской литературы, определил его
вклад в развитие национальной культуры. И в результате он создал довольно
полную противоречивую картину преемственного развития литературы народов
Дагестана поэтапно, начиная с ее истоков до современного состояния.
Расул Гамзатов, раскрывая свое отношение к культурному наследию
предков, объясняет, что он мог черпать из него , что он приобрел, что
продолжил, от чего отказался, в какой области пришлось продолжить новые
пути.
Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести
читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождения песенного
слова». Нов своих стихотворениях, поэмах, в прозе, литературно-критических
статьях он все чаще и чаще обращается к творческому и гражданскому облику
Махмуда из Кахаб-Росо и Гамзата Цадасы. Для него они являются художниками,
определившими целые этапы развития художественной культуры народа,
маяками, на которых ориентировались их современники и последователи, они
определяли уверенную поступь нашей литературы. Расул Гамзатов образно и в
то же время конкретно выразил это движение аварской литературы от одной
вехи к другой.
Расул Гамзатов, выросший на традициях своих предшественников, будит
Гамзата Цадасу, он свою очередь Махмуда, Махмуд собирает своих
предшественников и современников. Если расположить этот ряд в
хронологической последовательности, то Махмуд из Кахаб-Росо, по выражению
Н.С. Тихонова, «был призван завершить огромный путь развития горной
лирической поэзии созданием произведений, являющихся высоких образов не
только дагестанской, но и мировой лирики».
Махмуд создал целую поэтическую школу. В период жизни Махмуда из Кахаб-
Росо творила целая плеяда лирических поэтов, которая шла по его стопам в
русле его тематики, проблематики, зачастую подражала ему, будучи не в
состоянии превзойти его силу в качества и степени своего таланта. Поэт
творил почти до конца первых десятилетий двадцатого века.
Махмуд – лирический поэт, но романтизму Махмуда сменили реалистические
тенденции появившегося на литературной арене самобытного поэта Гамзата
Цадасы.
Страницы: 1 2