Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

О творчестве Расула Гамзатова

4.02.2011

Как пишет  исследователь  Хайбуллаев:  исследования  последовательного


исторического   пути   зарождения,   становления,   формирования    аварской


литературы, как эстетической системы позволяет  утверждать,  что  творчество


Расула Гамзатова, будучи новой , более высокой ступенью развития,  в  то  же


время   является   естественным   и   закономерным   продолжением   традиций


национальной художественной культуры.


Знаток  и  ценитель  поэзии  Н.С.Тихонов  отметил   связь   творчества


Р.Гамзатова с тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и  его


новаторский характер.  В открытом письме в честь присуждения  в   1963  году


Расулу Гамзатову Ленинской премии за сборник  «Высокие  звезды»  Н.С.Тихонов


также писал: «Старый друг, дорогой Расул ! Нелегко быть выдающимся поэтом  в


стране, где издавна известна и любима  высокая  поэзия.  Нелегко  продолжать


поэтическое дело в Дагестане, в Аварии, где были также  могучие  поэты,  как


Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса,  их  хранить  бережно  народная


память, но тебе это сделать, потому что гордый родных  гор,  родного  народа


дал тебе силу и слово для поэтического подвига. И  тем  заслужил  ты  любовь


большого читателя».


Творческие связи поэта с традициями  национальной  культуры  сложны  и


многогранны. Приближаясь к творчеству Расула Гамзатова, с  его  статьями  по


истории и теории литературы народов  Дагестана,  можно  понять  то,  что  он


освоил достижения художественной мысли мира  и  Дагестана,  в  эстетическом,


идейном и художественном плане.


Национальная  культура  дала  ему  энергию  и  силу  для   дальнейшего


творческого взлета.


Опыт развития аварской литературы подтверждает правильность  вывода  о


том,  что  «массовое  литературное  движение  всегда  является   необходимой


исторической предпосылкой гениальных писателей».


Литература Дагестана второй половины XIX  века  выдвинула  Махмуда  из


Кахаб-Росо, в которой были сконцентрированы творческая мощь эпохи.


Эпоха больших социальных перемен  обусловила  появление  блестящего  в


аварской литературе сатирика Гамзата  Цадасы,  ему  на  смену  пришел  Расул


Гамзатов – поэт большого дарования, который продолжил традиции  дагестанской


лирической поэзии в XX веке.


Расул  Гамзатов  неоднократно   указывал   на   особенности   движения


эстетической мысли народов Дагестана.


«Надо помнить, что поэзия, – наиболее  самобытная,  первородная  форма


нашей литературы – способствовала и способствует рождению и развитию  других


народов и видов литературы. Мы улавливаем родство с позиций в нашей  молодой


прозе и в драматургии».


«Начиная с XVIII века на всем протяжении своего развития стержневыми в


аварской литературе были идейно-тематические ряды и проблемы:  раскрепощение


человеческой личности,  эмансипация   женщины,  борьба  против  религиозного


мракобесия. Сильные социальные  мотивы,  пристальный  интерес  к  заботам  и


нуждам трудового человека,  воспевание  добра  и  справедливости  обусловили


гуманизм и демократизм развивающейся литературы».


Прослеживая эволюцию жанровой структуры   аварской  литературы,  мы  и


здесь замечаем постоянную преемственность. Одним из распространенных  жанров


аварской поэзии является  философская  лирика,  зачинателями  которого  были


Магомед Кудутлинский и Гасан из Кудали, дальнейшее  становление  и  развитие


она получает в поэзии Али-Гаджи из Инхо, затем в  поэзии  Гамзата  Цадасы  и


Расула Гамзатова.  Традиции  любовной  лирики  последовательно  передавались


друг другу Анхил Марин,  Эльдарилав,  Чанка,  Махмуд  из  Кахаб-Росо,  поэты


махмудовской поры: Этил Али из Тлетля, Нурмагомед из Местеруха,  Магомед  из


Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея. Она  становится  ведущей


в творчестве Галуатова.


Сатира, которая стала основным оружием Гамзата   Цадасы,  свое  начало


берет в творчестве  Саида  Аракинского  и  получает  дальнейшее  развитие  в


поэзии Магомедбега из Гергебеля, Алибаджи  из  Инхо,  к  ней  также  нередко


обращается и Расул Гамзатов.


Движение аварской литературы от эпохи  к  эпохе  позволяет  проследить


разнообразное проявление традиций в форме идейных, то в форме  тематических,


то в форме жанровых, то в форме  стилевых,  то  в  форме  принципов  отбора,


обобщения, отражения жизненных явлений.


Каждое   последующее   поколение   деятелей   литературы   располагало


культурным наследием -  совокупностью  художественных  ценностей,  созданных


предыдущими  поколениями  художников.  Но  не  отвечало  запросам  и  нуждам


последующих эпох, не все в нем могли быть воспринято и продолжено.


По точному выражению Ромашка «Традиция – это прошлое в современности и


современное в будущем,  та  активная  тенденция  в  литературе,  посредством


которой  осуществляется  времен,  это  общий  язык  для  литературы   разных


эпох».


Будучи лирическим поэтом Расул Гамзатов  сделал  многое  для  развития


литературно-критической  мысли   Дагестана.   Он   по   достоинству   оценил


творчество каждого поэта дореволюционной аварской литературы, определил  его


вклад в развитие национальной культуры. И в результате  он  создал  довольно


полную противоречивую картину  преемственного  развития  литературы  народов


Дагестана поэтапно, начиная с ее истоков до современного состояния.


Расул  Гамзатов,  раскрывая  свое  отношение  к  культурному  наследию


предков, объясняет, что он мог черпать  из  него  ,  что  он  приобрел,  что


продолжил, от чего отказался, в  какой  области  пришлось  продолжить  новые


пути.


Литературоведческие  и  критические  работы  позволяют   ему   повести


читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождения  песенного


слова». Нов своих стихотворениях, поэмах, в  прозе,  литературно-критических


статьях он все чаще и чаще обращается к творческому  и  гражданскому  облику


Махмуда из Кахаб-Росо и Гамзата Цадасы. Для него они  являются  художниками,


определившими   целые  этапы  развития   художественной   культуры   народа,


маяками, на которых ориентировались их   современники и  последователи,  они


определяли уверенную поступь нашей литературы. Расул Гамзатов  образно  и  в


то же время конкретно выразил это  движение  аварской  литературы  от  одной


вехи к другой.


Расул Гамзатов, выросший на традициях  своих  предшественников,  будит


Гамзата  Цадасу,  он   свою   очередь   Махмуда,   Махмуд   собирает   своих


предшественников   и   современников.   Если   расположить   этот   ряд    в


хронологической последовательности, то Махмуд из  Кахаб-Росо,  по  выражению


Н.С.  Тихонова,  «был  призван  завершить  огромный  путь  развития   горной


лирической поэзии созданием  произведений,  являющихся  высоких  образов  не


только дагестанской, но и мировой лирики».


Махмуд создал целую поэтическую школу. В период жизни Махмуда из Кахаб-


Росо творила целая плеяда лирических поэтов, которая шла  по  его  стопам  в


русле его тематики,  проблематики,  зачастую  подражала  ему,  будучи  не  в


состоянии превзойти его силу в  качества  и  степени  своего  таланта.  Поэт


творил почти до конца первых десятилетий  двадцатого века.


Махмуд – лирический поэт, но романтизму Махмуда сменили реалистические


тенденции появившегося на  литературной  арене  самобытного  поэта   Гамзата


Цадасы.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"