Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX века

7.02.2011

Море – одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым, даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе морские просторы.


Великие поэты XIX века, Пушкин и Лермонтов, нередко в своем творчестве обращаются к образу моря. Обратимся к стихотворению А.С Пушкина «К морю». Перед нами стихотворение – обращение к морской стихии, близкое к жанру послания к другу. Какие же качества привлекают поэта в море?


«Прощай, свободная стихия…» – говорит Пушкин в первой строчке своего стихотворения. Итак, прежде всего, поэта привлекает свобода. Море для него – это олицетворение свободы. Море прекрасно во все моменты: поэт любит и его «тишину в вечерний час, и своенравный порывы». Пушкин наделяет море чертами живого существа и делится с ним, как с другом, своими думами, желаниями, находит в нем отклик:


Как я любил свои отзывы,


Глухие звуки, бездны глас


И тишину в вечерний час.


Описание моря выполнено поэтом в приподнятых, торжественных выражениях. Пушкин отбирает соответствующую лексику – слова высокого поэтического ряда, архаизмы: «бездны глас»; «смиренный парус рыбарей»; «неподвижный брег»; «вотще»; «почил»; «могущ».


Стихотворение Лермонтова «Два великана» воспроизводит бой двух великанов – иноземного и русского. Русский великан в честном бою доказал самоуверенному заморскому богатырю, слава о котором гремела «за долами, за горами», что русские богатыри обладают недюжинной физической силой и, если возникнет необходимость, защитят Россию от врагов:


Но улыбкой роковою


Русский витязь отвечал:


Посмотрел – тряхнул главою – …


Ахнул дерзкий – и упал!


Но упал он в дальнем море


На неведомый гранит,


Там, где буря на просторе


Над пучиною шумит.


Море, в которое упал сраженный рукой русского витязя богатырь иноземец, олицетворяет мощь, богатырскую силу великана. Море, огромное, таящее в себе грозную силу, чем-то сродни русскому богатырю.


В стихотворении «Желанье» лирический герой, томясь в неволе, тоскует о свободе, мечтает вырваться из своей темницы. Свободу для лирического героя олицетворяют «сине поле», по которому можно «проскакать» на резвом коне; «черноглазая» красавица и море:


Я тогда пущуся в море,


Беззаботен и один,


Разгуляюсь на просторе


И потешусь в буйном споре


С дикой прихотью пучин.


Лирического героя не пугает, не страшит «дикая прихоть» морских пучин. Море, неспокойное, огромное, – достойное прибежище для беспокойной души лирического героя, жаждущего полноценной жизни, действия.


Олицетворением воли, свободы, динамики является море и в другом стихотворении М.Ю. Лермонтова – «Для чего я не родился…». Лирический герой этого стихотворения, словно томясь условностями света, грустит о своей несвободе; жалеет, что не родился синей волной. Герой мечтает, «шумно катиться Под серебряной луной», «страстно лобзать» «золотистый песок» и «презирать» все опасности, таящиеся в морских пучинах.


Традиционно образ моря оценивался русскими классиками в положительном свете. Часто, следуя романтической традиции, эта стихия становилась олицетворением свободы как недостижимого идеала героя.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"