Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»

24.07.2011

Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. По определению, символ – это один из способов скрытого сравнения. В отличие от других, подобных, художественных средств – аллегорий, метафор, гипербол, – символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере поэмы «Двенадцать».


После революции 1917 года А. Блок, находясь под впечатлением только что произошедшего, пишет статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», в которых выражает свое представление об эпохальных событиях (1918 год).


Поэма «Двенадцать» стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить однозначно. Революция в поэме – это могучий порыв ветра, мировой пожар, в котором гибнет «страшный мир». Вьюга, ветер, пурга – все создает тревожную обстановку:


Ветер, ветер —


На всем божьем свете!


Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:


Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка!


Многие даже не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком, не случайны: поп с крестом «на брюхе», буржуй, упрятавший нос в воротник, старушка, дама в каракуле не устоят на «льду» революции. Далеко не для всех идея революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.


Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей. И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.


Вообще, двенадцать – ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Двенадцать часов – полночь, двенадцать месяцев – конец года. Возникает впечатление о «пограничном» числе..Так, конец старого дня, а также начало нового – это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.


Другая числовая ассоциация – это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них – Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:


Эх, эх, без креста…


Но это, скорее, антиапостолы – с винтовками вместо креста, уголовники, убийцы: «На спину б надо бубновый туз». Однако в конце поэмы их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос с «кровавым» флагом. И так идут эти «грешные апостолы» – из прошлого, пройдя через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль, они не чужды воровства, убийства.


…И идут без имени святого


Все двенадцать – вдаль.


Ко всему готовы,


Ничего не жаль…


А если кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то:


Мы на горе всем буржуям


Мировой пожар раздуем,


Мировой пожар в крови,


Господи, благослови!


И пес к ним не зря пристал. Пес — символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: «Уйди, штыком пощекочу…», -а он не отстает. Не так-то просто избавиться от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой разрухи идут двенадцать красно1рмейцев – олицетворение новой жизни. Им приходится переступать через кровь, через насилие, перебарывать себя. Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, «страшного мира». А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая на трудности: «И от пули невредим, и за бурей невидим,…в белом венчике из роз впереди – Иисус Христос».


— Отвяжись ты, шелудивый,


Я штыком пощекочу!


Старый мир, как пес паршивый,


Провались — поколочу!


А. Блок


В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое ярчайшее произведение — поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров — старого и нового.


Черный вечер, Белый снег.


Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.


Ветер, ветер — На всем божьем свете!


Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.


Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!


И буржуй на перекрестке


В воротник упрятал нос.


А это кто?—Длинные волосы ‘


И говорит вполголоса:


— Предатели! — Погибла Россия!


Должно быть, писатель — Вития…


И ОПЯТЬ…ветер веселый


И зол, и рад…


Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру.


Злоба, грустная злоба


Кипит в груди…


Черная злоба, святая злоба…


Товарищ! Гляди


В оба.


Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.


В зубах — цигарка, примят картуз.


На спину б надо бубновый туз!


И революция, по словам поэта, «…это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца:


— Ишь, стервец, завел шарманку.


Что ты, Петька, баба, что ль?


— Верно, душу наизнанку


Вздумал вывернуть? Изволь!


—Поддержи свою осанку! —


Над собой держи контроль!


— Не такое нынче время,


Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди двенадцати появляется Иисус Христос — символ святости революции? Правда, сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую Русь». И опять появляется символ старого мира — шелудивый пес. Он неотступно идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно, предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения всех душевных и физических сил.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"