Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Ошибки в построении рядов однородных элементов предложения

9.02.2011

Такие ошибки весьма разнообразны. Назовем наиболее часто встречающиеся разновидности.


1) Соединение в качестве однородных членов несопоставимых понятий:


Люблю красный цвет, жареную картошку и свою жену. – Невозможное по смыслу сочетание. Не исправляемо.


2) Лексическая несочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении:


Нас напоили кокосовым молоком и бананами. – Напоить бананами нельзя. Исправляем: Нас напоили кокосовым молоком и накормили бананами.


3) Не сочетаются в качестве однородных членов родовые и видовые понятия:


Ломоносов внес вклад в развитие науки, искусства, физики и математики. – Физика и математика – науки. Предлагаемый вариант правки: Ломоносов внес вклад в развитие искусства и науки, в частности физики и математики.


4) Не должны сочетаться скрещивающиеся понятия, т. е. понятия, частично совпадающие по смыслу:





Расстройство наших частей заключалось в потерях и – особенно чувствительно – в командирах и офицерах. – Во-первых, командиры – это уже офицеры. Во-вторых, сочетание в потерях и командирах (и офицерах) безграмотно. Предлагаемый вариант исправления: Расстройство наших частей заключалось в потерях, причем особенно сильно чувствовался недостаток в командирах и офицерах. (Общий казенный стиль фразы диктуется тем, что это военный отчет).





5) При попарном сочетании однородных членов их отбор должен быть упорядоченным:


Требуются на работу порядочные люди и офицеры. (реклама) – Такое объявление, разумеется, оскорбит любого офицера, поскольку текст предполагает, что офицеры не могут быть порядочными людьми, как и порядочные люди не могут быть офицерами.


6) У однородных членов предложения с обобщающим словом должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая соотнесенность, иначе возникают ошибки:


Герой рассуждает о главных чертах человеческого характера: говорит о правде, о лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе. – Очевидно, что правда, ложь, деятельность – не черты характера. Предлагаемый вариант исправления: Герой рассуждает о правде и лжи, о деятельности человека, о его слабости и силе.





7) Не следует соединять как однородные элементы члены предложения и придаточные предложения; в частности, это относится к оборотам:


Очень популярны компьютерные игры, оснащенные музыкальным сопровождением и которые созданы по мотивам мультфильмов. – В качестве однородных элементов здесь соединены причастный оборот и определительное придаточное предложение. Предлагаемый вариант правки: Очень популярны компьютерные игры с музыкальным сопровождением, созданные по мотивам мультфильмов.





Материал для коллективной работы


1. Татьяна не любит бегать и играть, скромна, грустна и никогда рано не встает.


2. А в памяти по-прежнему встают образы то Натали, то часовни.


3. В жизни же поэтесса любила только семью и свои тетради.


4. Удар произошел, каким бы он ни был: кинжалом или сверху.


5. Герасим постарел и подумал…


6. У Сэма была цель: увидеть людей и родственников.


7. Солдаты и интеллигенция.


8. Начитанный, но бессовестный атеист. [О Базарове. - С. И.]


9. Софья очень похорошела и охладела к человеку, которого обещала ждать.


10. Но больше всего меня привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская смекалка, насмешка над врагом и над другими трудностями.


11. В них описывались все невзгоды страны, разнообразие русской природы.


12. Небо было усеяно маленькими звездами и большой луной.


13. На ратниках был шлем, булава и копье.


14. Угощались в трактире исключительно блюдами русской кухни, выпивая медовуху, квас, настои из трав, лечебный чай (из газеты).


15. Приглашаю на работу офицеров запаса и лиц с высшим образованием. (реклама)


16. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений – либералов и революционеров-демократов.


17. Точно и выразительно запечатлел поэт все обстоятельства солдатского быта, переживания фронтовика – от любви к родному краю до привычки спать в шапке.


18. Савельич хочет передать отцу Гринева письмо, в котором он говорит о дуэли и что с Гриневым всё в порядке.


19. Софья возвышается над обычным уровнем пустых дворянских барышень и общей культурой, начитанностью, так убедительно сказывающейся в ее словесном поединке с Чацким.


20. Печи должны топиться только дровами и взрослыми членами семьи (из инструкции).


21. Стихи Пушкина учат любви и понимать жизнь.


22. Все стали его любить и восхищаться.


23. Проблема ребят в том, что они не умеют говорить друг другу хорошее, а только плохое.


24. Он [Дон-Аминадо - С. И.] был последним сатириконцем, литератором, который прошел школу самого знаменитого юмористического российского журнала XX века и оставшийся навсегда верным его принципам (из аннотации).


25. Нет больше ни стремления к чему-то, нет переживаний.


Самостоятельные и зачётные работы «Ошибки в построении рядов однородных элементов предложения»


Задание 1. Определите вид ошибки и исправьте ее; в записанных вами исправленных предложениях подчеркните однородные члены.





Вариант 1


1. Они носили бакенбарды и гладко выбритые овалы лиц.


2. Мелкий чиновник, но человек хороший.


3. Базаров хотел и верил в то, что он нигилист.


4. В них нет сострадания ко всему происходящему, и к себе в том числе.


5. Болконский – молодой, красивый и женатый человек.


6. Личность, отвергнутая обществом и которая хочет изменить жизнь.





Вариант 2


1. В ней словно борются два человека: романтическая натура и религиозное воспитание.


2. Он может совершить проступки, убийство, конокрадство.


3. Софья думает о будущей семье и с кем ее связать.


4. Она спокойна, честна и с чувством долга.


5. С этого момента Татьяна меняется и выходит замуж.


6. Онегин и Печорин – люди, которые были воспитаны в высшем обществе, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, которые не сумели найти применения своим богатым силам и способностям.





Задание 2. Объясните и исправьте ошибки.





Вариант 1


1. Деревня Манилова – это помещичья деревня тех времен со скучными избами, березами, крестьянами и т. д.


2. У Печорина нет близких людей, интроверт.


3. Воспоминания, душевные переживания и раны, а тем более родные, любимые люди, всегда остаются в наших сердцах.


4. В мифах объяснялись стихийные бедствия, потопы и т. п.


5. В этом монологе автор хочет выразить пренебрежение Кулигина к Кабановым и считает, что это Кабанова своими упреками в адрес Катерины довела ее до смерти.


6. Дружина князя была огромная, сильная и умная.





Вариант 2


1. В цирке выступали жонглеры, клоуны, медведи и другие.


2. Человеку не хочется умирать и жить все больше и больше.


3. Благодаря защитникам Родины мы живем и говорим им за это огромное спасибо.


4. Раскольников мнит себя сверхчеловеком, способным изменить историю, разрушающим настоящее во имя будущего, который имеет право преступить закон для спасения человечества.


5. Ради него сестра выходит замуж не по любви и за человека, который ей в отцы годится.


6. Это сделано для того, чтобы лучше понять и разобраться в характере героя.





Задание 3. Проанализируйте случаи соединения в качестве однородных членов несопоставимых понятий и разных частей речи; исправьте ошибки:





Вариант 1


1. Ему надо отдохнуть от людей, городского шума, ссор, хлопот и других мирских дел.


2. Тарас был мстительный, патриотом своей страны.


3. Княгиня не боится ни климата, ни голода, ни других каторжников.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"