Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Особенности творчества одного из современных поэтов второй половины 20 века

7.02.2011

Николай Рубцов является представителем «тихой лирики», для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях.


Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее – к русской старине. Очень редко поэт находит ее в городе (“О Московском Кремле”), почти всегда – в селе и открытом природном пространстве.


Исходной точкой рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни – колхозной, вымирающей, разрушающейся, деградирующей. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь – вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие его образ современной деревни ужасом. При всем при этом, рисуя эту гибнущую деревню, автор чувствует, что в ней есть нечто такое ценное и достойное, чего нет в модернизированном мире. Это ощущение некоего покоя, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова. А центром покоя становится деревенская изба:


Сладко в избе


Коротать одиночества время,


В пору полночную


В местности этой невзрачной


Сладко мне спится


На сене под крышей чердачной…


Деревенский мир с его памятью о покое резко противопоставлен миру городскому (“Вологодский пейзаж”).


Поэтический мир Рубцова, и в особенности его пейзаж, несет на себе отпечаток элегической традиции. В этом плане показательно стихотворение “Звезда полей”, опирающееся на мотивы старинных песен.


Звезда полей во мгле заледенелой,


Остановившись, смотрит в полынью.


Уж на часах двенадцать прозвенело,


И сон окутал родину мою…


Но только здесь во мгле заледенелой


Она восходит ярче и полней.


И счастлив я, пока на свете белом


Горит, горит звезда полей.


В стихотворении создан предельно обобщенный пейзаж. Вся Родина представлена спящей в глубокой тишине. Ее освещает только одна звезда полей. Так возникает предельно хрупкое, но все же единство между лирическим героем и всем миром вокруг него. В его концепции природа является истоком всего прекрасного. Без понимания красоты природы, без любви к ней нельзя создать прекрасное в искусстве. И красоту поэт умел находить.


Николай Рубцов в своем творчестве создает такие образы, которые способны вызывать мистическое чувство покоя, блаженства, умиления. Он считал, что поэта делает поэтом чувство родины. А как он ее изображает, как он ее видит, чувствует, это личное право каждого.


Поэтический процесс часто протекает непредсказуемо. Тон в поэзии 60-80-х годов XX века, по мнению многих литературоведов, задавали «городские» поэты. А вот поэты, в стихах которых чаще выступала пейзажная атрибутика с мотивами сельской жизни, выходили из поля зрения критики и читателей. Тем не менее, именно «тихая родина» выдвинула из своей среды такого самобытного поэта-лирика, каким является Николай Рубцов (1936-1971). За свою недолгую жизнь Рубцов успел выпустить четыре поэтических сборника.


Внешне поэзия Рубцова проста, непритязательна, но очень гармонична: в ней форма и содержание настолько слиты между собой, что становятся незаметными даже оттенки переходов. Просто называется стихотворение об осени – «Улетели листья»:


Улетели листья


с тополей –


Повторилась в мире неизбежность…


Не жалей ты листья, не жалей,


А жалей любовь мою и нежность.


Пусть деревья голые стоят.


Не кляни ты шумные метели!


Разве в этом кто-то виноват,


Что с деревьев листья


улетели?


Эта осенняя элегия не только об улетевших листьях. Точнее даже казать, не столько о листьях, сколько о человеческих переживаниях. Связи между человеческим сознанием и бытием природы едва ощутимы, и все-таки в подтексте стихотворения можно уловить диалог двух любящих сердец. Воспоминания об улетевших листьях переходят в мир человеческих отношений. Чувства эти передаются не через прямую речь, а полунамеками, так, что даже восклицательные и вопросительные интонации почти не ощущаются. Они растворяются в плавном ритме и оригинальной звукописи.


Любовь и русская природа едины для Рубцова. Кто еще мог написать такие проникновенные строчки, не отдавая в них первенства ни возлюбленной, ни русской природе:


Мы с тобой не играли в любовь,


Мы не знали такого искусства,


Просто мы у поленницы дров


Целовались от странного чувства.


Разве можно расстаться шутя,


Если так одиноко у дома,


Где лишь плачущий ветер-дитя


Да поленница дров и солома…


Стихи Николая Рубцова, перекликающиеся с поэзией Ф. Тютчева и А. Фета, традиционны в лучшем смысле этого слова. К характеру его лирического героя никак не применимо понятие «советский», так в его стихах нет временных примет. Более того, церквушки и погосты, серенькие невзрачные дома, скучающая река и «тихая родина» больше напоминают век XIX, нежели XX. Да и патриотические чувства героя скорее носят черты русского, а не советского человека.


Историческую память Рубцов ощущает как связь веков, в жизни которых он, «неведомый сын удивительных вольных племен», принимает непосредственное участие. У его лирического героя есть своя шкала ценностей, своя точка зрения на минувшие и нынешние века:


И храм старины, удивительный, белоколонный,


Пропал, как виденье, меж этих померкших полей –


Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,


Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей.


Далеко не правы те, кто недооценивает поэзию Рубцова, отводя ему лишь роль деревенского песнопевца. Нет, Рубцов шире и глубже, мудрее и многогранней. Это сугубо национальный русский поэт. Родные вологодские места: «деревня Никола», «купол церковной обители», «школа деревянная», погост на другом берегу, «где похоронена мама», неспешно текущая речка, странно тихие и покорные лица сельчан, леса и перелески с болотинами – вот часто встречающийся интерьер, в котором размышляет, грустит и беспокоится за свою Родину лирический герой Николая Рубцова.


Беспокоится он потому, что нелегкая судьба у России. Стоит только зажмурить глаза, упасть в траву… и вот уже «Засвищут стрелы, будто наяву, Блеснет в глаза кривым ножом монгола!». Были лихие времена для России, когда топтал родные поля «тупой башмак скуластого Батыя!..» Но Россия всегда находила силы и мужество побеждать. За вольнолюбивый дух, за бунтарскую удаль поэт любит свою Россию, ведь только патриотически настроенный человек может сказать:


Россия, Русь –


куда я не взгляну!


За все твои страдания и битвы


Люблю твою, Россия, старину,


Твои огни, погосты и молитвы,


Твои поверья,


бунты бедноты


И твой степной


бунтарский


свист разбоя!


Люблю твои священные цветы,


Люблю навек, до вечного покоя…


Стихи такого рода никак не отнесешь к разряду «тихих». В них – гражданская мощь, идущая от Минина и Пожарского, от мудрости Сергия Радонежского, в них кроется красота Андрея Рублева и творения великих зодчих России. Подобные строчки учат любви, внушают гордость за свое Отечество.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"