Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Построение сложного предложения

9.02.2011

Ученики 5-6 класса только формируют навыки использования различных синтаксических средств. Поэтому в их работах ошибки в построении сложного предложения немногочисленны и чаще всего порождены тем, что рука не успевает за мыслью:


Поднимешь листик клена, то увидишь всю его красоту. – Типичный случай: ученик начал строить предложение по одной синтаксической модели (очевидно, как простое с однородными сказуемыми: Поднимешь листик клена и увидишь его красоту.), а продолжил в соответствии с другой синтаксической схемой, как сложноподчиненное: Если поднимешь листик клена, то увидишь всю его красоту.





Характерно для учеников 5-6 классов (впрочем, и для более старших) ненужное употребление указательного слова То, обычно перед изъяснительным придаточным с союзом или союзным словом Что. С этой ошибкой часто сопряжена и пунктуационная ошибка – отнесение слова То к придаточному:





Герасим понял, то что собаку надо уничтожить. Понятно, что в приведенном случае даже постановки запятой непосредственно перед Что недостаточно; слово То нужно убирать: Герасим понял, что собаку надо уничтожить.





Ученики 7-8 классов знакомы с большим количеством синтаксических средств. Слабое развитие речи приводит к гораздо большему количеству речевых ошибок в тех случаях, когда школьник должен продемонстрировать усвоенные навыки, что особенно хорошо видно в изложениях. Ученики 7-8 классов чаще нанизывают одинаковые союзы и союзные слова, грешат смешением конструкции:


Бульба, когда его привязали к дереву и уже зажгли под ним костер, он увидел на берегу корабли и закричал об этом своим казакам. – Следует как минимум убрать второе и явно ненужное подлежащее Он.





Характерны для работ учеников этих классов и ошибки во взаиморасположении частей сложного предложения. Особенно много таких ошибок в сложных предложениях, включающих деепричастия:





Несмотря на то, что городничий только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. – Выходит, что городничий безмерно счастлив из-за того, что купцы на него жаловались. Предлагаемый вариант правки: Городничий безмерно счастлив несмотря на то, что только что пережил панический страх, узнав, что купцы жаловались на него. – Впрочем, в этом случае лучше избавиться от тавтологического сочетания что только что (например, заменить на что недавно ).





Встречаются и ошибки, порожденные слабым представлением о синтаксических законах, например, выделение придаточного предложения в самостоятельное высказывание: Когда Дедал спустился. Он сказал сыну, что они улетят с Крита. Впрочем, эти случаи единичны.





К концу 9 класса ученик уже должен владеть основными навыками и умениями, необходимыми для грамотного формулирования. Нечитающие дети к этому времени практически не способны выполнять требования программы. Разумеется, они могут выучить правило и применить его, но дальше усвоения норм пунктуации дело не идет. Ошибки учеников 9-11 классов связаны чаще всего с отставанием в развитии. Для таких школьников полезной будет работа с дидактическим материалом, собранным не только в работах старшеклассников, но и учеников 5-8 классов, поскольку здесь идет речь не о повторении, а об обучении заново.





В сочинениях старшеклассников, плохо усвоивших литературный материал и не владеющих навыками грамотного построения синтаксических конструкций, часто встречается неоправданное многословие, в том числе и приводящее к ошибкам в построении сложного предложения. Многословие это объясняется, кроме вышесказанного, еще и тем, что школьник старается написать сочинение заданного объема (для 10 класса – 2,5–3 листа, для 11 – 3–3,5 листа). В результате появляются, например, такие сентенции:





Мне кажется, что Катерина уже в тот момент знала о своей смерти, что она простится с жизнью. – Эту фразу можно понять и так: она – это смерть. Разумеется, слова о своей смерти нужно убрать.





Частая ошибка старшеклассников – неверное взаиморасположение стоящих рядом союзов:





Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, и за что был отвергнут обществом, он выделялся и не был таким, как и все. – В этом предложении союз И должен стоять после союзного слова (за) что: …за что и был отвергнут обществом . Кроме указанной ошибки, в этом предложении есть многословие: он выделялся и не был таким, как и все . Больше того, сообщение о том, что Чацкий не был таким, как все , по смыслу соотносимо с главным предложением, а потому некорректно выделять его в самостоятельное простое предложение в конце всего высказывания. Таким образом, в исправленном виде это предложение будет выглядеть так:


Чацкий так же, как и Базаров, представитель нового времени, он тоже не склонял голову перед авторитетами, не бы таким, как все, за что и был отвергнут обществом.





Еще одна характерная для старшеклассников ошибка – неверное расположение придаточной части:





После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. – Придаточное предложение должно относиться к слову тост , но помещено так, будто зависит от слова Долохова . Можно просто заменить сказуемое в придаточном предложении: После тоста за красивых женщин из уст Долохова, который говорил язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал. Можно и исправить порядок расположения частей, но тогда придется менять падеж распространенного обстоятельства из уст Долохова и помещать это обстоятельство в придаточное предложение: После тоста за красивых женщин, который в устах Долохова звучал язвительно и насмешливо, Пьер не выдержал.





Часто старшеклассники торопятся, в результате чего возникают ошибки, не всегда поддающиеся классификации:





Катерина не понимала, где хорошо, где плохо, а если и понимала, то очень плохо, поверхностно, так сказать, по теории, которую ей говорили в церкви. – Во-первых, при чем здесь где ? Речь идет о Катерине из пьесы Островского Гроза . Эта героиня отлично понимала, где ей было хорошо, а где стало плохо. В чем же дело? А дело в следующем. Ученик хотел сказать, что Катерина не могла определить, морален или нет тот или иной её или чужой поступок, а если и определяла, то в соответствии с теми этическими нормами, которые она восприняла через религиозные православные догматы. Но как коряво это выражено! Судите сами: понимала… по теории ; по теории, которую ей говорили .





Вот еще иллюстрация негативных последствий торопливости:


Писатель рисует картины отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности и многое другое, что может происходить в жизни любого человека. – Как это: Писатель рисует картины отдельных людей ? Видимо, пропущено слово, имелось в виду сочетание картины жизни . Кроме того, отношения, характеры, привязанности не могут происходить. Очевидно, следовало сказать так: Писатель рисует картины жизни отдельных людей, описывает их отношения, характеры, привязанности и рассказывает о многих событиях, которые могут произойти в жизни любого человека.





Торопливость приводит и к курьезам:


В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне, Штольц – антипод Обломова. – выходит, Штольц и Обломов – женские образы. Предлагаю школьникам самим попробовать исправить эту ошибку.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"