Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Анализ стихотворения Набокова «К России»

28.01.2011

Эту тему он продолжает четыре года спустя в стихотворении К России (1928). В нем он к тому, что написано выше, добавляет еще пару деталей, доказывавших его родство с Родиной:


Мою ладонь географ строгий


Разрисовал: тут все твои


Большие, малые дороги,


А жилы – реки и ручьи.


Но разница между первым стихотворением и последним, определяется не только детальностью, но и тем, что в 1919 году Набоков еще сомневается в своем отношении к Родине. Возможно поэтому, в конце стихотворения Россия , он вновь вопрошает себя: И мне ли плутать в этот век бездорожия? При чем частица ли играет здесь такую же роль, как и в первом случае (т.е. придает неуверенность). От ответа на этот вопрос Набоков уходит тем же способом, что и в начале произведения: Мне светишь по-прежнему ты .  В стихотворении Набокова есть предложение, которое сразу же бросается в глаза: Была ты и будешь .


Эта фраза сильно выделяется, и рвет дотоле ровную и плавную мысль. Как мне кажется, между этим предложением и последующим существует большое интонационное различие, поэтому оно не вписывается в стихотворение и кажется лишним. Если сходство поэзии юного Набокова с блоковской можно объяснить подражанием, доходящим до цитирования, то и отличия объясняются именно юностью поэта. Блок, зрелый поэт и сложившийся человек, уже в 1914 году знал, чем для него была Россия, и говорил об этом не колеблясь. Какой бы она ни была – рабой ли, наемницей или просто безумной ,- она дорога ему. На этой ноте он и заканчивает свое стихотворение Грешишь бестыдно, непробудно… :


Да, и такой, моя Россия,


Ты всех краев дороже мне.


Тридцати четырех летний Блок уверенно произносит эти слова. В сравнении с ним Набоков кажется мальчишкой, мечущимся в поисках истины. Ведь совсем не задолго до того, как было написано стихотворение Россия , Набокову исполнилось двадцать лет. Решения каких задач можно ожидать от юноши, мировоззрение которого еще полностью не сложилось. Лишь спустя годы, сомнения, терзающие Набокова, рассеются, и он постепенно придет к тому, о чем писал Блок в 1914 году:


И потому, моя Россия,


Не смею гневаться, грустить…


Я говорю: глаза такие


У грешницы не могут быть!


Эти слова прозвучат в стихотворении России , но для того, чтобы это произошло Набокову потребовалось много времени и сил. В период набоковских сомнений попадает также стихотворение Вьюга . Это стихотворение, как и предыдущее, было написано в 1919 году. В этот период Набоков, как это уже известно, пытался разобраться в себе, понять, дорога ли ему Россия. Но если в России , поставив перед собой задачу, он не пытается решить ее, то в стихотворении Вьюга показан сам процес поиска себя. Поэт борется сам с собой (о нем можно сказать: Ум с сердцем не в ладу ). Столкновение с самим собой происходит уже в первой строфе:


Тень за тенью бежит – не догонит,


вдоль по стенке…


Лежи, не ворчи.


Стонет ветер?


И пусть себе стонет…


Иль тебе не тепло на печи?


Автор как бы пытается поймать себя на чем-то, спровоцировать на искренность. Но не все так просто, и этот вопрос, как и все последующие, остается без ответа. Впрочем, это уже стало традиционным для него, ведь, если вспомнить, так же он поступал и в предыдущем стихотворении Россия . Кроме того, в глаза бросается еще одна деталь – ветер, который внезапно меняет свой характер, становясь вьюгой. Ветер – это традиционный образ Блока. То есть, и в стихотворении Вьюга мы вновь встречаем черты его творчества. Как известно, образ ветра проходит через всю лирику Блока, часто встречаясь в его произведениях, возьмем ли мы ранние стихи писателя или же те , которые были написаны позже, когда к нему уже пришла известность.


В качестве примера можно привести такие стихотворения, как Ветер принес издалека… (1901) или Утихает светлый ветер… (1905), или одно из лучших его произведений – Дикий ветер… (1910). Завершающим же звеном в этой цепи является поэма Двенадцать , написанная в январе 1918 года.


В Двенадцати автор показывает нам мир, в котором господствует ветер. Сравним, к примеру, Вьюгу Набокова с поэмой Блока Двенадцать . В обоих произведениях ветер является ключевым образом, к тому же характер его меняется, но по-разному. Если у Блока это происходит постепенно, на протяжении всей поэмы, то Набоков изменяет характер ветра внезапно, при чем делает это неединожды:


Стонет ветер все тише и тише…


Да как взвизгнет! Ах, жутко в степи…


Завтра будут сугробы до крыши…


То-то вьюга! Да ну ее! Спи.


Ветер у Набокова, так же как и у Блока – это хаос, стихия,не знающая преград, движение, которое мы не в состоянии контролировать. Возможно, поэтому Набоков испытывает страх перед этим движением:     Что ж не спится? Иль ветра боюсь? В Двенадцати ветер не страшен, убедиться в этом можно, взглянув на эпитеты и глаголы, относящиеся к нему: Завивает ветер белый снежок , Ветер хлесткий! , Ветер веселый и зол, и рад , … свищет ветер… , Гуляет ветер, порхает снег… . Но стоит ему только изменить свой характер, как он сразу становится грозным оружием природы:


И вьюга пылит им в очи


Дни и ночи


Напролет….


В блоковской поэме параллельно с изменением характера стихии изменяется и ее отношение к героям поэмы – красноармейцам. Стихия становится их врагом. Используя переход от ветра к вьюге, автор показывает, что стихия начинает сопротивляться красноармейцам, которые, в свою очередь, олицетворяют режим, сложившийся в стране в период гражданской войны. У Набокова ветер – это тоже стихия, но олицетворяющая Русь:


Это – Русь, а не вьюга степная!


Это корчится черная Русь!



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"