Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Герой романа А. Дёблина «Берлин «Александерплац»

31.01.2011

Свой роман Деблин написал под впечатлением от нового, подавляющего личность, постоянно перестраивающегося и перенасыщенного скоростями Берлина. Город становится главным образом романа, а его героем, пытающимся противостоять этой силе и мощи города,— Франц Биберкопф бывший транспортный рабочий, который однажды в приступе гнева убил свою любовницу и был заключен в тюрьму на четыре года.


Выход Франц Биберкопф из тюрьмы — не долгожданная свобода, а скорее наказание, потому что от нормальной жизни герой отвык, и его город изменился до неузнаваемости. Франц Биберкопф обыкновенный человек, мужчина, наделенный здоровьем, физической силой, простецкой смекалкой. Но в этом новом, непобедимом в своем бесконечном космическом ускорении городе он ощущает себя беспомощным ребенком, которому нужно все начинать сначала.


В том же 1929 году Деблин написал сценарий для первой экранизации своего романа. Фильм, поставленный режиссером Пилем Ютци, вышел в 1931 году. Роль Ф.Б, играл великий немецкий актер Генрих Георге. Ему при сравнительно небольшом объеме фильма (88 мин.) удалось передать масштабно и глубоко характер героя. Деблин был доволен этой экранизацией. Ф.Б. стал типичной фигурой своего времени, а картина города, концентрированно сжатая и подавляющая, превратилась именно в тот Берлин-космос, каким его задумал писатель.


Франц Биберкопф выходит из тюрьмы, решив стать честным человеком, но с первых же секунд лишается иллюзий. Он уже не чувствует себя ни человеком, ни мужчиной, ни рабочим. Воля и жадное желание жить помогают ему начать новое существование. Но судьба вознамерилась покарать ег�� именно теперь, когда его назначенное государством наказание уже закончилось, а человеческого, внутреннего еще не произошло.


Бандиты, которыми руководит бывший фронтовик, отъявленный рецидивист Рейнхольд, сразу примечают тюремный опыт Франц Биберкопф и его физическую силу. Хитростью и обманом они заманивают героя на преступную операцию, а потом, испугавшись его наивности и честности, Рейнхольд выкидывает Ф.Б. под колеса грузовика.


Так Ф.Б. лишается руки. Испытание бедой способно либо ввергнуть однажды оступившегося человека в пучину, либо заставить его победить себя и обстоятельства. Ф.Б. знакомится с девушкой Соней (это имя и сам образ кроткой девушки — явный намек на героиню Достоевского). Франц Биберкопф переименовывает ее в Мице.


Мице — ангел во плоти, она — терпеливое и любящее человеческое существо. Ф.Б. тоже любит Мице, зная цену ее преданности. Но теперь он – - ущербный человек, сильный мужчина без правой руки. Это заставляет его вступить в банду все того же Рейнхольда, принимать участие в кражах. Преступные связи Ф.Б. становятся роковыми для Мице. Рейнхольд, человек, сочетающий в себе бессилие опустошенной личности и дьявольскую силу жаждущего власти преступника, посягает на последнее прибежище Ф.Б. — его добрую, наивную подругу. Рейнхольд заманивает Мице в лес и зверски убивает. В конце романа, когда обстоятельства дела становятся ясны для всех, Ф.Б. не испытывает облегчения. Теперь он по-настоящему свободен, только свобода не радует его, новая рука у него не вырастет, а единственного человека, которого он любил и который любил его, никто уже не вернет. Сила жизни — вот все, что осталось Ф.Б., его человеческая энергия и воля к преодолению.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"