Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Главный персонаж драматической сказки Велимира Хлебникова «Снежимочка»

4.02.2011

Литературным прототипом Снежимочки сам Хлебников называл образ Снегурочки из пьесы А.Н.Островского, ставшей также героиней одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Сама же Снегурочка является одним из самых известных персонажей русского фольклора.


Однако образы Снежимочки и Снегурочки находятся как бы в разных литературных пространствах. Если Островский в Снегурочке хотел выразить всепроникающее единство и возвышенность любви и природы, то Хлебников ставит перед собой совершенно иную задачу. В ранних драматических произведениях он во многом связан с символистским театром (драматургия Ф.К.Сологуба, В.Я.Брюсова, З.Н.Гиппиус, А.А.Ремизова, А.А.Блока, а также М.Метер-линка). Символистский принцип драматур-гическо-мифологического мира «сущностей» получает у Хлебникова столь яркое отображение, что некоторые исследователи называют его «еще более крайним символистом, чем сами символисты» (Р.Дуганов). Хлебниковская С. является читателю в трех ипостасях — эпической, лирической и мистериальной. Как эпический образ С. — сказочный фольклорный персонаж, приходящий из своего сказочно-эпического прошлого (леса, природы) в эпическое настоящее (город с его нищими и городовыми, учеными и мальчишками). Лирический образ С. передается стенаниями и плачем обитателей снежного леса, в коротких диалогах С. с встречающимися ей людьми. Но главным в образе С. является ее мистериальность.


Хлебников, по замечанию Ю.Тынянова, был одновременно и «крупнейшим новатором», и «крупнейшим архаистом». Он стремился оживить мир славянского архаического мифа, мир славянских богов и сказочных героев, стремился перевести его из прошлого в будущее — «длящееся тело художественного произведения, начинающееся «тут же» у подножия настоящего» (Н.Башмакова). Обновление этого мифологического мира Хлебников начинает с переименования его «жителей», и прежде всего он дает новое имя архаической Снегурочке — Снежимочка. В пьесе эти имена сравниваются-противопоставляются.


Снегурочка — персонаж уже «застывший» в определенном культурном слое. По ходу пьесы и взрослые и дети воспринимают поначалу С. как Снегурочку, как персонаж из оперы Римского-Корсакова, как персонаж спектакля в «Народном доме». И лишь в заключительной сцене пьесы, во время возрожденного ритуала «праздника Очищения — Чистый день» (действующий ритуал — один из главных признаков «живого» мифа) С. уже называют Снежимочкой, а не Снегурочкой. В имени С. Хлебников воплощает свою поэтическую идею «самовитого слова». По мнению некоторых исследователей, пьеса «Снежимочка» есть «действие-в-слове», способное преобразиться в «действие в воображении» (Р.Дуганов). Необычное название драматического действия у Хлебникова — «деймо» — расшифровывается как «действие и письмо». Название это можно понимать и как «действие мистериальное». В пьесе в самом деле разворачивается мистерия.


Сначала оживает наделенный новыми именами мифологический снежный мир русской природы. Он вступает в сражение с вторгающимися в него чуждыми существами из городской жизни. Но такое сражение бесконечно и бесплодно.


И тогда Снежимочка уходит в чуждый мир города, чтобы преобразить его, соединить с миром мифа. Пораженный, переживший очищение мир города, мир «омертвевшей» культуры, соединяется с миром «живых» мифов через ритуал, славя С., «воскресшую» в весенних цветах, и, восприняв «предвечный закон», уходит в будущее («Голос удаляющихся»).


Мифологические корни образа Снежимочки уходят к древнегреческому культу Диониса, бога весны и урожая, олицетворявшего веселое буйство природы, и его пророка Орфея, который погибал и воскресал милостью своего бога, — с ним связано и понятие очищения, чистилища. Затронут здесь и миф о Коре, дочери Деметры, возвращающейся из Аида на землю (Элевсин-ские мистерии). В образе С. просматриваются христианские мотивы «распятия», «любви», «нового завета». С образом С. тесно связано характерное для творчества Хлебникова понятие вторичного синкретизма (R.Cruel) — смешение разных мифологических систем и мотивов религиозных культов в творческом сознании и произведении художника.


Пьеса «Снежимочка» предназначалась для постановок «будетлянского театра» в 1913 г. вместе с трагедией «Владимир Маяковский» В.Маяковского и «Победой над солнцем» А.Крученых, однако постановка так и не была осуществлена.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"