Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Лирика Гиппиус

29.01.2011

В творчестве Гиппиус легко уследить следы исторических веяний. Она начала свой творческий путь когда еще были на слуху стихи женской поэзии XIX века с оттенком сентиментальности и оказали свое, и притом значительное влияние на ее творческую душу. Долгий путь, пройденный Гиппиус от конца 80-х XIX века до XX века, сильно повлиял на ее сложную впечатлительную душу, надвое переломленную , заставил ее искать новые учения, обращаться к новой вере: О том молюсь, что выше счастья… . В ее стихах постоянно возникают мотивы смерти:


Приветствую смерть я


С бездумной отрадой,


И мукой бессмертья


Не надо, не надо!


И в ее равнодушном отчаянии сквозит бессилие. Поэтесса очень много говорит о своем бессилии, о своей израненной душе. Раздвоенность души отражается контрастами: Небо — вверху; небо — внизу, Звезды — вверху; звезды — внизу. Все, что вверху, то и в низу. Если поймешь, — благо тебе. Никто из поэтесс XIX века не был до такой степени одинок, но говоря о том, что в одиночестве зверином живет до ныне человек , Гиппиус надеется:


Мы соберемся, чтобы хотеньем


В силу бессилье преобразить,


Веру — со знаньем, мысль — с откровеньем,


Разум — с любовью соединить.


В своем творчестве Гиппиус никогда не отдается потоку эмоциональной стихии, она не спонтанна и не импульсивна. Но упреки своих оппонентов в холодности она начисто отмела. Прозвучало это убедительно и психологически, и художественно в стихотворении Сосны , наполненном шумом сосен, глухим, невнятным. Но в нем постепенно начинают пробиваться слова, злые и колючие: Твоя душа, в мятежности, Свершений не дала. Твоя душа без нежности, А сердце — как игла. Целый ряд русских поэтов-символистов кризисные периоды, в моменты революционных потрясений начинали разрабатывать гражданскую проблематику. Такого нельзя сказать о Гиппиус, уже в первых поэтических опытах она предстает и как лирик и как общественный деятель, судья и пророк своего поколения.


Но с годами в ее поэзии стала доминировать общественно – религиозная тематика. О новом качестве слова поэтессы, поднявшегося до пророческой мощи, дает представление стихотворение Веселье , написанное 29 октября 1917 года:


Блевотина войны — октябрьское веселье!


От этого зловонного вина


Как было омерзительно твое похмелье,


О бедная, о грешная страна!


Какому дьяволу, какому псу в угоду,


Каким кошмарным обуянный сном,


Народ, безумствуя, убил свою свободу,


И даже не убил, — засек кнутом?


Поэтическая речь превратилась в единый страстный порыв. Символический туман рассеялся и зазвучала яростная политическая ода, наполненная болью и ужасом, апокалиптическим ощущением гибели. Это во многом результат процесса освоения традиций и форм библейской лирики. И религиозная поэзия декадентской мадонны — это закономерное проявление русского духовного самосознания начала XX века. Мы еще раз соприкасаемся с той нераздельностью поэтического слова и душевного состояния, которое столь характерно для женской лирики в России на всем протяжении ее истории.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"