Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

О художественных текстах с уменьшительно-ласкательными суффиксами

31.01.2011

Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип — один. Рассмотрим примеры. Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а? Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне? Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п]. Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный без нее? Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий:


1) не доверял слуху и не писал так, как слышит;


2) проверял сомнительные написания;


3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т.п.);


4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиций: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и передо, л, м, н, в. Помня об этом, можно легко проверить все при- веденные выше примеры: вода — воды, трава —травы, от дерёвн^ — от реки, к дерёвн^ — крем^, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен. Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок.


Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер.-стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый? Проверяем: сосновый, еловый. То же и в приставках. Почему приставка за – пишется через а, а по – — через о? Говорят, надо запомнить, что приставок зо-  и па – не бывает (кстати, приставка па – есть — пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а’, поезд, похороны, почерк — под ударением о. Приставка с – в словах сделать, сбросить. Сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з – в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать. Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим. Этот принцип самый удобный для русского письма.


В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно-эмоциональной оценки. Они придают слову разнообразные дополнительные значения (так называемые коннотации): уменьшительность, уничижительность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т. п. Слова с такими суффиксами нередко используются в художественных произведениях разных жанров. Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Это заметно в самих названиях, например, сказок: Крошечка Хаврошечка; Снегурочка; Сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этих формах проявляется доброта и сердечность русского народа. Современный поэт В. Гордейчев так отметил эту особенность русского языка:


Слова звенят звоночками,


То ечками, то очками. В. Боков также обращает внимание на это явление:


Он лошадь называл — лошадушка,


Овцу он величал — овечушка,


Жену приветствовал: Душа моя,


Скажи мне доброе словечушко!


В былинах можно обнаружить обилие форм с суффиксами субъективно- эмоциональной оценки:


Идолище поганое, коровище обжористо,


Закатилось красное солнышко


За горушки высокие; за моря широкие


Кобылка у ратая соловая,


Сошка у ратая кленовая,


Гужики у ратая шелковые.


А. С. Пушкин, следуя народной традиции, в своих сказках также использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:


В руки яблочко взяла,


К алым губкам поднесла,


Потихоньку прокусила


И кусочек проглотила.


Н. А. Некрасов с помощью этих форм изображает горькие переживания Орины, матери солдатской, потерявшей сына:


Воротился сын больнехонек,


Ночью кашель бьет солдатика,


Белый плат в крови мокрехонек!


И погас, он, словно свечечка,


Восковая, предыконная…


Умело использует слова с суффиксами субъективно-эмоциональной оценки М. Е. Салтыков-Щедрин для характеристики лицемера Иудушки Головлева. Его речь неискрення, слащава: Кому нехорошо, а нам и горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько .Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимопцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить…Лицемер Иудушка поучает своих ближних жить праведно: А именьице-то какое было: кругленькое, пречудесное именьице! Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку…     Поэт И. Северянин с помощью форм субъективной оценки передает особенности детской речи:         В парке плакала девочка:


Посмотри-ка ты, папочка,


У хорошенькой ласточки


Переломана лапочка.


Я возьму птичку бедную


И в платочек укутаю…


Как видим, слова с суффиксами субъективной оценки, активно используемые авторами в произведениях художественной литературы, выполняют разные функции в зависимости от тех задач, которые ставит автор.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"