Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образ Кавказа, как девствующие лицо в произведениях русских классиков

29.01.2011

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля.


Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:


Дробясь о мрачные скалы,


Шумят и пенятся валы,


И надо мной шумят орлы


И ропщет бор…


И блещут средь волнистой мглы


Вершины гор.


Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» . Восторгаясь красотой Кавказа , он писал :


«Забуду ли его кремнистые вершины,


Гремучие ключи, увядшие равнины…


В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и ……, дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана. Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова, которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:


И хладен блеск его очей…


Чувства, страсти,


В очах навеки догорев,


Таятся, как в пещере лев,


Глубоко в сердце…


Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец», например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор». Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе.


Сияньем голубого дня


Упьюся я в последний раз.


Оттуда виден и Кавказ!


Быть может он с своих высот


Привет прощальный мне пришлёт…


Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:


Прекрасен ты, суровый край свободы!


И вы, престолы вечные природы.


Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:


Как сладкую песню отчизны моей


Люблю я Кавказ!


Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.  Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский пленник» -произведение простое и ясное.


Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.  В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля – свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно.


Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал:   Кавказа гордые сыны,  Сражались, гибли вы ужасно,  Но не спасла вас наша кровь… А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:


И с грустью тайной и сердечной


Я думал: « Жалкий человек…


Чего он хочет?…


Небо ясно.


Под небом много места всем;


Но беспрестанно и напрасно


Один враждует он зачем?


(« Валерик »)



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"