Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Образец сочинения – Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

23.07.2011

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.»


(Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»)


Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание «12» – лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: «Сегодня я – гений!»


В «12» Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.


Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну «музыку» – музыку разрушения. Беспощадно, «со святой злобой» он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в «12» такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической «вольницы»(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.


Ветер, вьюга, метель, снег – это образы, символизирующие стихию


Очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.


В основе произведения – конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом «черного» и «белого».


Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как «религии рабов», проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.


Но отдельные недоговоренности и противоречия в «12» искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. «Вдаль идут державным шагом» – сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение «12» как величественного памятника Октябрьской эпохи.


Поэма «12» сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.


«Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию», – призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.


Поэма «Двенадцать» была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать».


Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.


Ветер, ветер!


На ногах не стоит человек.


Ветер, ветер —


На всем божьем свете!


Завивает ветер


Белый снежок.


Под снежком – ледок.


Скользко, тяжко,


Всякий ходок


Скользит – ах, бедняжка!


В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «подскользнуться» на «ледке» революции, захваченный врасплох ураганом перемен.


В поэме встречается еще один яркий символ – «мировой пожар». В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, «грозовому вихрю», «снежному бурану»; для него «размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…». Эта идея нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», где автор говорит о «мировом пожаре» — символе вселенской революции. И этот «пожар» обещают раздуть двенадцать красноармейцев:


Мы на горе всем буржуям


Мировой пожар раздуем,


Мировой пожар в крови —


Господи, благослови!


Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.


В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть – вечные чувства, которые руководят поступками человека.


Также немаловажными в поэме «Двенадцать» являются образы старухи, попа, буржуя – они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но старуха верит в Богородицу, «матушку-заступницу». Для нее важны насущные проблемы, а не революция:


На канате — плакат:


«Вся власть Учредительному Собранию!»


Старушка убивается — плачет,


Никак не поймет, что значит,


На что такой плакат,


Такой огромный лоскут?


Сколько бы вышло портянок для ребят…


Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:


Ветер хлесткий!


Не отстает и мороз!


И буржуй на перекрестке


В воротник упрятал нос.


А вон и длиннополый -


Сторонкой – за сугроб…


Что нынче невеселый,


Товарищ поп?


Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный», «холодный» пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:


…Скалит зубы.— волк голодный —


Хвост поджал — не отстает —


Пес холодный – пес безродный…


Впереди – Исус Христос.


Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"