Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Платонов А. П. прозаик, публицист, критик

22.07.2011

Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковноприходской школе, затем в училище. Еще подростком писал стихи, которые после революции печатались в газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924).


В 1921 году опубликованы первые стихи, в этом же году выходит первая публицистическая книга Платонова Электрификация , в 1922 году книга стихов Голубая глубина . В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов Епифанские шлюзы , принесший ему известность.


В 1928 году появились еще две книги Платонова Луговые мастера и Сокровенный человек . С 1926 года работает над большим романом о революции Чевенгур . С 1928 года активно сотрудничает в журналах.


Для Платонова поэта, публициста, прозаика характерно сложное, трагически напряженное восприятие человека и природы, человека и других людей. Революция, в понимании писателя, процесс глубоко народный, органический и творческий, который вносит разум и красоту во взаимоотношения человека с прекрасным и яростным миром . Писателя и его героев, как и всех, кто учился думать при революции , волнуют философские вопросы. Платонов видит мир глазами трудящегося человека, мучительно и напряженно осмысляющего свою жизнь, свое место в ней, свои взаимосвязи с природой (в труде, в творчестве, создании машин, при помощи которых человек покоряет стихийные силы природы). Возникает новая поэтика, в которой реализуется художественное видение писателя: новый герой, чаще всего рабочий, мастеровой, размышляющий о своем ремесле, о смысле жизни; необычайная лексика и стилистика. Неправильная гибкость языка Платонова, прекрасное косноязычие его, шероховатость фраз, особые, столь характерные для народной речи спрямления


Все это своеобразное мышление вслух, когда мысль еще только рождается, возникает, примеряется к действительности.


В 1926 году Платонов пишет сатирическую повесть Город Градов , в 1929 рассказы Государственный житель и Усомнившийся Макар , в 1931 повесть Впрок . Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестали печатать. Но он продолжает работать. Пишет рассказ Мусорный ветер , повести Котлован , Ювенильное море , пробует себя в драматургии ( Высокое напряжение , Пушкин в лицее ).


В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах Литературный критик и Литературное обозрение (под псевдонимами Ф. Человеков, А. Фирсов, под своей настоящей фамилией Климентов). Здесь публикуются его критические статьи, рецензии и два рассказа Бессмертие и Фро . В 1937 году выходит книга Река Потудань .


С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты Красная звезда находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками.


В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие.


В наши дни Андрей Платонов переживает особую, нечасто встречающуюся с писателем посмертно ситуацию, когда создается новый облик его (для читателей, для искусства, для истории и будущего). От странного, обочинного , даже юродивого , вредного литературного явления (как критика определила его при жизни) до замечательного мастера на взгляд литературы последних тридцати лет, он поднимается в высокий круг классиков. Многие его произведения увидели свет в полном виде относительно недавно. Без Чевенгура , единственного романа писателя, без повестей Котлован , и Ювенильное море платоновское творчество представляется неполным. Созданный писателем художественный мир и особенно мир этих произведений поражает, заставляет мучиться мыслью и чувством; и кого завораживает, а кого ошарашивает, приводит в недоумение, задает загадки.


Стоит открыть любой рассказ или повесть писателя и читателя вскоре пронзит печальный звук, томящийся над землей Платонова. На этой земле все умирает: люди, животные, растения, дома, машины, краски, звуки. Все ветшает, стареет, тлеет, сгорает вся живая и неживая природа. На всем в его мире лежит печать замученности смертью .


В городе Чевенгуре организовался полный коммунизм, но этот коммунизм совершенно особый коммунизм народной утопии. Осуществить сокровенные чаяния души так поняли коммунизм чевенгурцы. Устраивается обитель душевного товарищества, монастырь абсолютного равенства: никакого преобладания человека над человеком ни материального, ни умственного, никакого угнетения. Для этого изничтожается все собственность, личное имущество, даже труд как источник приобретения чегото нового. Все, кроме голого тела товарища. Разрешены только субботники, когда рвутся с корнем сады и дома, идет добровольная порча мелкобуржуазного наследства .


Чтобы обнять всех мучеников земли и положить конец движению несчастья в жизни , в Чевенгур собирают самых несчастных людей земли прочих , бездомных бродяг, без отца выросших, матерью брошенных в первый час своей жизни. Когда глава чевенгурцев Чепурный видит массу прочих на холме при въезде в Чевенгур почти голых, в грязных лохмотьях, покрывающих уже не тело, а какието его остатки, истертые трудом и протравленные едким горем , ему кажется, что он не выживет от боли и жалости. Раз есть такие, нельзя быть счастливым. Сердце готово отринуть все, чтобы их спасти. Потому что уровень благополучия мира должен измеряться по ним, а не тешиться средней цифрой, обманной и безнравственной.


В Чевенгуре весь Платонов со своей идеей жизни . Дорога, возникающая в конце повествования, может вывести Чевенгур из состояния тупика. Дорога высшая ценность в романе, в ней преодоление себя, очищение, открытость в будущее, надежда на обретение новых путей. Герои романа пытаются прочно устроить свою идею, но больно ударяются о пределы возможного, тоскуют, стыдятся жалких результатов своей ретивости и рвутся в путь.


В путь зовет и Платонов: … полусонный человек уезжал вперед, не видя звезд, которые светили над ним из густой высоты, из вечного, но уже достижимого будущего, из того тихого строя, где звезды двигались как товарищи не слишком далеко, чтобы не забыть друг друга, не слишком близко, чтобы не слиться в одно и не потерять своей разницы и взаимного напрасного увлечения .


Герои повести Котлован верят, что, построив единый общепролетарский дом , они заживут прекрасной жизнью. Изнурительная, выматывающая силы работа это рытье котлована, котлована под единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом . Это доммечта, домсимвол. Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, как мертвые . Вощев (один из главных героев повести) всмотрелся в лицо ближнего спящего не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека .


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"