Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Расскажите о стилистических фигурах речи бессоюзии и многосоюзии

29.01.2011

Особые синтаксические построения словосочетания, предложения или группы


предложений в тексте называются стилистическими фигурами речи. Среди них


выделяют бессоюзие и многосоюзие.


Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между


членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного.


Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность,


позволяет одной фразой передать насыщенность картин. Например, А. С.


Пушкин, описывая поездку Лариных на «ярмарку невест», рисует читателю


калейдоскоп быстро сменяемых картин и впечатлений, набегающих на


путешественников:


Мелькают мимо будки, бабы,


Мальчишки, лавки, фонари,


Дворцы, сады, монастыри,


Бухарцы, сани, огороды,


Купцы, лачужки, мужики,


Бульвары, башни, казаки,


Аптеки, магазины моды,


Балконы, львы на воротах…


Рисуя картину Полтавского боя, А. С. Пушкин также использует бессоюзные


конструкции, передающие стремительность происходящего:


Швед, русский — колет, рубит, режет,


Бой барабанный, клики, скрежет,


Гром пушек, топот, ржанье, стон…


Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление


незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас


подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий: Повсюду под


ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц. Мызы, хуторки, домики с крутыми


черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды. невысоких ив вдоль канав (А.


Н. Толстой); Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего


там нет! Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни,


стручья, даже гумно и кузница (Н. В. Гоголь). Такие конструкции характерны


для спокойной повествовательной речи.


Многосоюзие заключается в намеренном использовании одного и того же


союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены


предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых,


подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых, выражают значение усиления:


Она и боялась-то его, и не смела плакать, и прощалась с ним, и любовалась


им как в последний раз (И. С. Тургенев); Ох! Лето красное! Любил бы. я


тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. С. Пушкин); Перед


глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и. сверкал, и угасал, и


светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Г. Короленко)


В стихотворении «Дорожные жалобы» А. С. Пушкин использует эту фигуру:


Иль чума меня подцепит,


Иль мороз окостенит,


Иль мне в лоб шлагбаум влепит


Непроворный инвалид.


Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи. Вот,


например, как использует многосоюзие и бессоюзие И. Северянин в


стихотворении «Моя Россия»:


Моя безбожная Россия,


Священная моя страна!


Ее равнины снеговые,


Ее цыгане кочевые, —


Ах, им ли радость не дана?


Ее порывы огневые,


Ее мечты передовые,


Ее писатели живые,


Постигшие ее до дна!


Ее разбойники святые,


Ее полеты голубые,


И наше солнце и луна!


И эти земли неземные,


И эти бунты удалые,


И вся их, вся их глубина!


И соловьи ее ночные,


И ночи пламно-ледяные,


И браги древние, хмельные,


И кубки, полные виня!


И тройки бешено-степные,


И эти спицы расписные,


И эти сбруи золотые,


И крыльчатые пристяжные,


Их шей лебяжья крутизна!


И наши бабы избяные,


И сарафаны их цветные,


И голоса девиц грудные,


Такие русские, родные,


И молодые, как весна,


И разливные, как волна,


И песни, песни разрывные,


Какими наша грудь полна,


И вся она, и вся она —


Моя ползучая Россия



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"