31.01.2011
Между главными членами предложения, если: а) подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном
падеже: Язык — орудие мышления (А. Н. Толстой); но если перед сказуемым
стоят частицы не, именно, просто, вводные слова, сравнительные союзы, то
тире не ставится: Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для
человека (К. Д. Ушинский); Волхов, конечно, большая река, а бесчисленные
Черные речки, по существу, только ручейки;
б) подлежащее выражено именем существительным в форме именительного
падежа, а сказуемое — неопределенной формой глагола: Назначение каждого
человека — развить в себе все человеческое, общее и насладиться им (В.
Белинский). Или наоборот: Писать разборчиво — первое правило вежливости (В.
Ключевский);
в) оба главных члена выражены неопределенной формой глагола: Вспылить —
значит окончательно расписаться в своей глупости (Д. Гранин).
2. Перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов предложения:
Сильный ветер, дождь, холод — словом, все было против похода.
3. После однородных членов, перед которыми есть обобщающее слово, в случае
если предложение ими не заканчивается (см. билет № 23)
4. Перед приложением, если оно имеет уточняющее значение: Этим летом я
поехал в Тарусу — тихий городок на Оке (К. Паустовский).
5. В неполном предложении на месте пропуска какого-либо члена: Весна красна
цветами, а осень — плодами.
Эпитет — один из видов тропов. Эпитетом называют художественное
определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом
слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить
всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное
определение к другому:
1) существительное (бродяга ветер; дева роза);
2) прилагательное (серебряная береза; роковые часы);
3) наречие и деепричастие (жадно смотрит; несутся сверкая), но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении.
Эпитеты являются одним из самых распространенных и любимых авторами тропов,
с помощью которого они конкретизируют явления или их свойства.
Для устного народного творчества характерны так называемые постоянные
эпитеты. Трудно не согласиться, что лучшим определением моря, сразу
вызывающим в воображении его вид, является эпитет синее, что нельзя лучше
передать необъятный простор степи, чем эпитетом раздольице чисто поле.
Девица в русских сказках характеризуется эпитетом красная, а молодец —
добрый. В былинах имя врага неразрывно, навсегда связано с эпитетами
собака, вор.
Мать сыра земля — так ласково называют родину герои былин и сказок.
Интересно, что в сказках, песнях, былинах солнце называется красным, даже
если упоминается – осенний пасмурный день: Померкло солнце красное, море —
всегда синее, даже если изображается буря: Почернело синее море; Вот идет
он к синему морю, видит, на море черная буря.
В этом особенность употребления постоянных эпитетов как средства
стилизации.