Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Трагический жизненный путь Анны в романе Толстого

4.02.2011

После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться


историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала XVlll века, думает


писать исторический роман об эпохе   Петра 1. И вот во время обдумывания


различных творческих планов возникает перед взором писателя образ его


будущей героини. «Это было так же, как теперь, – передает рассказ Л.Н.


Толстого мемуарист Истомин, – после обеда я лежал один на этом диване и


курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только


вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной


аристократической руки. Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось


плечо, шея, и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как


бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами. Видение исчезло, но


я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни,


и ночи, и, чтобы избавиться от него, я должен искать ему воплощения».


Писателя увлекла «мысль семейная», и он поведал своей жене, что ему


представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей


себя. «Он говорил, задача его сделать эту женщину только жалкой, и не


виноватой…» – записала в своем дневнике С.А. Толстая.


В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над


проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало


материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года


бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная


жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую


женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе «Анна Каренина».


Толстой работал над новым романом более четырех    лет – с 1873 по


1877год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с


общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось


до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю


жизнь. Менялся план романа, расширялись его сюжет и композиция, менялись


герои и их имена. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало


похожа на свою предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к


редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее,


делал ее все более привлекательной. Образы ее мужа и Вронского (в первых


вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, то


есть духовный и нравственный уровень их снижался.


Толстой строил роман «Анна Каренина» в двух планах: обличения


городской жизни и буржуазной культуры (линия Анны – Каренина – Вронского) и


изображения патриархально-усадебной жизни (линия Левина – Кити).


«Мысль семейная»


В Москве, на вокзале Николаевской железной дороги граф Алексей


Кириллович Вронский встречал приезжающую из Петербурга мать. В ожидании


поезда он думал о юной Кити Щербацкой, о ее любви к нему, от которой он


«сам себя чувствовал лучше, чище». «Вронский пошел за кондуктором в вагон и


при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С


привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой


дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и


пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на


нее.… Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся


темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились


на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на


подходившую толпу, как бы ища кого-то». Это была Анна Аркадьевна Каренина.


Встретившись случайно, Анна и Вронский не могут забыть друг друга.


Анна Каренина – замужняя женщина, мать восьмилетнего сына; она


понимает, что Вронский не может и не должен интересовать ее. Однако на


московском балу наблюдавшая за ней Кити видит, что «Анна пьяна вином


возбуждаемого ею восхищения…» Анна принимает решение покинуть Москву и


вернуться домой, в Петербург, чтобы не встречаться с Вронским. Свое решение


она выполнила, и на другой день брат провожал ее в Петербург. Но на


остановке в Бологом, выйдя из вагона, Анна встретила Вронского.


« – Я не знала, что вы едете. Зачем вы едете? – сказала она… И неудержимая


радость и оживление сияли на ее лице.


- Зачем я еду? – повторил он, глядя ей прямо в глаза, – Вы знаете. Я еду


для того, чтобы быть там, где вы, – сказал он, – и я не могу иначе.


…Он сказал то самое, чего желала ее душа, но чего она боялась


рассудком. Она ничего не отвечала, и на лице ее он видел борьбу». Смятение


и тревогу в душе Анны писатель подчеркивает описанием разбушевавшейся


природы. «И в то же время, как бы одолев препятствие, ветер посыпал снег с


крыш вагонов. Затрепал каким-то железным оторванным листом, и мрачно


заревел густой свисток паровоза. Весь ужас метели показался ей еще более


прекрасен теперь».


Эта встреча решила судьбу Анны. Как ни старалась она, вернувшись


домой, жить по-старому, ей это не удавалось. Любовь к Вронскому заставила


ее по-другому взглянуть на свою супружескую жизнь. «…Я поняла, что не могу


больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал


такою, что мне нужно любить и жить»,- думает Анна. Неумение обманывать,


искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Карениным и


светской средой.


Судьба Алексея Александровича Каренина – мужа Анны, несомненно,


трагична, и многое в ней заставляет жалеть его.


Каренин не «злая машина», как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой


показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже


Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был «на недосягаемой


высоте». Правдиво раскрывая всю тяжесть человеческих переживаний Каренина,


Толстой вместе с тем глубоко анализирует его отношение к жене и его


поведение. Уже не молодым человеком Алексей Алексеевич встретился с Анной


Аркадьевной, которая была на 20 лет моложе его. «Он сделал предложение и


отдал жене все то чувство, на которое был способен». Создав ту «обстановку


счастья», которая вошла у него в привычку, Каренин вдруг обнаружил, что она


«нелогичным» образом поломалась. Толстой сравнивает Каренина с человеком,


который спокойно прошел по мосту и вдруг увидел, «что этот мост разобрали и


что там пучина». Пучина эта была – сама жизнь, мост – та искусственная


жизнь, которую прожил Алексей Александрович. «Живые, естественные чувства


Каренин проверяет понятиями и нормами, установленными государством и


церковью». Узнав об измене Анны, он после «странного чувства физической


жалости к ней», почувствовал, что его занимал теперь вопрос о том, «как


наилучшим, наиприличнейшим, удобнейшим для себя и потому справедливейшим


образом отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем


падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной


жизни». Но он, несомненно, эгоист, так его вовсе не интересует, почему Анна


изменила, его не волнует, что Анна несчастна с ним, ему необходимо лишь


отряхнуться от грязи. Он достойный сын среды, в которой вращается. Однако


методичность, осторожность, безжизненная систематичность – черты,


характерные для высших кругов бюрократической среды – оказались бессильны в


столкновении с жизнью.


Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь.


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"