Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Актуальность сатиры Маяковского

24.01.2011

Сатира Маяковского нацелена против всего того, что символизировало и продолжает символизировать застой, пошлость и отсталость, — не только в стране, но и во всем мире. Его главной мишенью был и по сей день остается образ самодовольного эксплуататора, который, как в известном мультфильме, говорит: «Это у меня обед, а у них работа!»


Однако поэт никогда не драматизировал ситуацию, какой бы тяжелой для него лично и для общества, в частности, она ни была: главное—заставить людей смеяться над злом, а потом оно само потеряет свою силу. Именно в этом и заключается сила творческого мастерства В. В. Маяковского.


Можно сказать, что практически все произведения Маяковского несут сатирический заряд или просто высмеивают что-то такое, что недостойно существовать не только в России, но и вообще в мире. Так, в одном из стихотворений он пишет о том, что негритенка родители учили есть маслины: хорошие — белым, а гнилые — черным. Это, конечно, сатира, но не юмор, потому что веселого в таком трагикомичном «учении» мало.


«Поэтохроника» — вот как называет Маяковский жанр своих поэм. Именно в них предполагалось раскрыть самые уродливые явления окружающей его повседневной жизни.


Кругом тонула


Россия Блока…


Незнакомки, дымки севера


Шли на дно, как идут обломки


И обломки консервов…


Маяковский имеет в виду ту пошлость, которая обычно таится под подобными поэтическими выражениями, романтическими штампами,—обычная жесть, имитация чувства под внешней загадочностью, такая пошлость, которую надо сразу раскрывать и показывать миру, чтобы никого не вводила в заблуждение эта видимость «снаружи».


Юрий Тынянов утверждал: «Маяковский возобновил поэтический образ, где-то утерянный со времен Державина». Действительно, он сумел создать новый, предельно лаконичный и сильный по выражениям язык и отработал новую систему образов, призванных не душу нежить, а волю закалять. Именно сатира, юмористическое отношение ко всему и явились для Маяковского основополагающим средством: просто здоровый юмор, имеющий право на жизнь:


Вселенная спит,


положив на лапу


с клещами звезд огромное ухо.


Так Маяковский определяет настоящий мир, в котором все естественно и небезобразно, а все надуманные образы просто уходят на дно, подобно пустым жестянкам. Именно Маяковский своей сатирой расчистил поэзию для новых произведений, дал дорогу новому творчеству, которое не искало бы каких-то теневых сторон, а просто рубило сплеча то, что должно быть разрублено и уничтожено.


Жизнь меняется каждый день, но сатира Маяковского по-прежнему остается актуальной. Поэт по-новому посмотрел на мир, который тихо спал в ожидании каких-то невероятных перемен, и сам внес эти перемены в мир, правда, еще не подготовленный к его экспериментаторству.


Только уголь даст хлеб.


Только уголь даст одежду.


Только уголь даст тепло.


А угля добываем все меньше


и меньше.


Как выйти из этого положения?


Делайте предложения!


Это — прямая сатира по-маяковски: в самом деле, зачем делать, когда можно просто так хорошо поговорить! Не от этого ли угля все меньше и меньше — не от этих ли «предложений»?


После революции вступил в силу неоправданный оптимизм насчет дальнейших побед. Однако Маяковский знал, что на одном оптимизме светлое будущее не построишь, и призывал народ к действию:


На арену!


С купцами сражаться иди!


Надо счетами бить учиться.


Пусть «всерьез и надолго»,


но там,


впереди,


может новый


Октябрь случиться.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"