Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Исследуя роман Лермонтова «Герой нашего времени»

26.01.2011

Некоторые читатели предполагали, что в лице Печорина Лермонтов изобразил самого себя. Конечно, многие мысли и чувства автор передал своему герою. Но специально в предисловии к роману поэт писал, что Печорин  -  обобщенный, типичный образ, «портрет, составленный из пороков и недостатков всего нашего молодого поколения».


Григорий Александрович Печорин, подобно Онегину, принадлежал к аристократии Петербурга и также «бешено гонялся за удовольствиями жизни», когда «три дома на вечер зовут». Он, как и Онегин (может быть, даже в большой степени), богат, совершенно не нуждается в средствах, щедр и расточителен. По – видимому (как и Евгений), он менял много занятий. «Труд упорный» был тошен не одному только Онегину, но многим блестящим молодым дворянам.


Избавленные от нужды, толкающей к деятельности, и лишенные честолюбия, они халатно относятся к службе и любому иному делу. Скромный чин прапорщика совсем не тяготит Печорина и свидетельствует о его отношении к службе. Многие поступки могут навсегда лишить его возможности служить.


У Григория Александровича много привлекательного. Он человек начитанный, развитой, интересный и остроумный собеседник. Обладает стальной волей, самообладанием, выдержкой. Писатель наделяет его физической силой. Он молод, полон энергии, имеет успех у женщин, невольно подчиняет своему влиянию окружающих. Казалось бы, такой человек должен быть кругом счастливым. Но нет! Печорин недоволен собой и окружающими, всякое дело (и любовь тоже) скоро утомляет и становится скучным.


То, что только намечено в Онегине, в Печорине развивается полностью. Три только дня были новы для Евгения в деревне. Ему неинтересна преданность простой деревенской девушки. Но зато он готов все отдать, чтобы добиться любви уже замужней Татьяны. А потом, наверное, мог бы оставить ее. Такова натура этих людей. От скуки же Онегин ухаживает за Ольгой, вызывает ревность Ленского. И все, как известно, кончается трагически. В гораздо более сильной мере «умение» приносить любящим его людям одни неприятности показывает Лермонтов у Печорина. Тот и сам замечает, что от его поступков окружающим добра не бывает. Эгоизм составляет центральную часть характера обоих героев.


Но в этих образах, бесспорно, отразились общественные явления, связанные с безвременьем, наступившим после декабристского движения, николаевской реакцией, тем отношением к жизни высшего дворянства, которое так блестяще описал Лермонтов в «Думе»:


И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,


Как пир на празднике чужом.


Именно путь без цели. Вот почему и Онегин, и Печорин не могут найти свое призвание. Помещенные в исключительные условия, эти люди потеряли тот внутренний двигатель, который и делает жизнь человека интересной. Не случайно обоими овладела «охота к перемене мест». Мы не знаем, какова дальнейшая судьба Онегина, но Лермонтов кончает роман сценой, от которой сжимается сердце от обиды за бедного Максима Максимовича. «… Авось умру где-нибудь по дороге…», -  говорит Печорин на прощанье. Предчувствия не обманули его.


То, что только угадывается в Онегине и кажется не столь уж странным, в Печорине получает окончательное развитие. В этом смысле он не только «младший брат» Онегина, но и «брат», в более совершенной степени отразивший родовые черты.


Герцен отмечал, что Печорин возвышается своим умом над окружающими, но все – таки остается «умной ненужностью», так как живет без цели. Тургенев правильно назвал Печорина «лишним человеком». Такое название закрепилось за Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным и некоторыми другими литературными героями 19 века.


Возможно, как и Пушкина, Лермонтова, тоже «года клонили к суровой прозе». Не случайно же он обращается к жанру романа в конце жизни. Но и в поэтической, и в прозаической форме Михаил Юрьевич продолжал описывать «гордого человека».


Всю жизнь воспевал писатель этого человека, этот мятежный дух. Сам юный, страстный, ненавидящий тиранию, он в образах Демона, Мцыри и других воспевал сильную натуру, ее смутные и манящие идеалы, романтическую ненависть к несправедливому порядку жизни, ее страдания и тоску, страстные мечты и мятежные порывы.


Несомненно, что – то от этих романтических героев осталось и в Печорине. Но так же, как легкий стих отличается от тяжеловесной прозы, отличаются эти бунтари по духу от бунтаря по стечению жизненных обстоятельств Печорина.


Когда я читал роман, мне было жалко Печорина. Да и невозможно равнодушно читать о том, как погибает гордая человеческая душа, как умный, благородный, любящий природу человек превращается в холодного, бездушного эгоиста, у которого не осталось ничего дорого, что еще могло бы быть чем – то связывать его с ней.


Печорин погибает. И это неизбежно. Жизнь стала ему в тягость. Он устал и разочаровался в ней. А нам больно за него.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"