27.01.2011
В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни
Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому
времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и
его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер.
Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого поэта. Он
угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию
его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила
в те годы лучшая часть русской интеллигенции, помог ему стать передовым
и просвещенным деятелем. Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _
богато одаренную натуру, которой недостает развития и образовония. И вот
около этого то и держались его беседы со мною… имевшие для меня
значение поучения.
Некрасова многое роднило с великим критиком. В своих
многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на страницах
газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против
литературы, стоявшей на страже существующих порядков, и приветствовал
появление произведений, героями которых становились нередко люди, которых
привычки грубы, страдания обыкновенны до пошлости, страсти
неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного,
скорей много отталкивающего . Но теперь в результате постоянного общения с
Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам – от
литературных до общественно-политических – взгляды Некрасова приобрели
определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции
реализма и становится убежденным демократом и страстным пропагандистом
идей натуральной школы . Позднее Некрасов так говорил о благотворном
влиянии Белинского на формировоние своих взглядов:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве , о свободе…
( Медвежья охота )
По словам Ф.М. Достоевского Некрасов благоговел перед Белинским и ,
кажется, всех больше любил его за свою жизнь .
Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал
советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в
журнале Отечественные записки , где возглавлял критический отдел. Однажды
Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение В дороге , в
котором говорилось о печальной судьбе простой крестьянской девушки,
воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-
своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам
И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: Да знаете ли
вы, что вы поэт – и поэт истинный?
Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке
Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого
находили свое отражение важнейшие принципы натуральной школы : интерес
к жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и
городских низов, – ненависть к крепостному праву, ко всякого рода
бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.
Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской
жизни: о судьбе мужика – вахлака , который осмелился полюбить дворянскую
дочь ( Огородник ), о бедняке которому уготована одна дорога – К кабаку
( Пьяница ), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской
женщины ( Тройка ). Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который
ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом до хорошего
местечка , купит дом и схватит нужный крупный чин ( Колыбельная
песня ), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе ( Современная ода ).
В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова
как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почувствовал,
что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских литераторов,
объединить их вокруг одного печатного органа с единой идейной и
художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую
существенную помощь Белинский. В 1844 – 1845 годах Некрасов выпустил два
тома альманаха Физиология Петербурга , а в 1846 году Петербургский
сборник .
Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому читателю
неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми,
почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики
и др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские
альманахи дали возможность представителям натуральной школы , лучшим
писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе
как о главной, ведущей силе в русской литературе.
Альманахи Физиология Петербурга и Петербургский сборник были
тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в
лице Белинского.
Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное
предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать,
по его мнению, оплотом передовой русской общественной и литературной
мысли. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с
крепостничеством, с основонием самодержавного строя и с реакционной
литературой. С помощью друзей поэт вместе мс писателем И.И. Панаевым в
конце 1846 года взял в аренду журнал Современник , основанный еще А.С.
Пушкиным.
Первый номер обновленного Современника вышел из печати в январе
1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного
значения. В России появился наконец журнал, открыто выступавший за
освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой русской
интеллигенции против мерзостей гнусной российской действительности
(В.Г. Белинский). Направление Современника было охарактеризовано
Белинским в статье Взгляд на русскую литературу 1846 года ,
опубликованной уже в первом номере некрасовского журнала . В ней
говорилось: Если бы нас спросили, в чем состоит отличительный характер
современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном
сближении с жизнью, с действительностью…