Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Некрасов и Белинский

27.01.2011

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни


Некрасова: он познакомился  и вскоре подружился с Белинским. К тому


времени великий критик находится в центре литературного движения эпохи и


его мировоззрение приобретало уже революционно-демократический характер.


Белинский принял самое горячее участие  в  судьбе  молодого поэта. Он


угадал в Некрасове незаурядного человека и всячески способствовал развитию


его таланта. Великий критик приобщал Некрасова к интересам, которыми жила


в те годы лучшая часть русской интеллигенции, помог ему стать передовым


и просвещенным деятелем. Белинский видел во мне, _ вспоминал Некрасов, _


богато одаренную натуру, которой недостает развития и образовония. И вот


около этого то и держались  его беседы  со мною… имевшие для  меня


значение поучения.


Некрасова  многое  роднило  с  великим  критиком.  В  своих


многочисленных критических статьях и рецензиях, печатавшихся на  страницах


газет и журналов того времени, Некрасов, как и Белинский, выступал против


литературы, стоявшей на  страже  существующих порядков, и приветствовал


появление произведений, героями которых становились нередко люди, которых


привычки  грубы,  страдания   обыкновенны  до  пошлости,  страсти


неблаговоспитанны, в которых нет ничего романтического и привлекательного,


скорей много отталкивающего . Но теперь в результате постоянного общения с


Белинским, продолжительных бесед с ним по самым различным вопросам – от


литературных до общественно-политических – взгляды Некрасова приобрели


определенную стройность и цельность. Он окончательно переходит на позиции


реализма и становится убежденным демократом  и страстным пропагандистом


идей натуральной школы . Позднее Некрасов так говорил о благотворном


влиянии Белинского на формировоние своих взглядов:


Ты нас гуманно мыслить научил,


Едва ль не первый вспомнил о народе,


Едва ль не первый ты заговорил


О равенстве, о братстве , о свободе…


( Медвежья охота )


По словам Ф.М. Достоевского Некрасов благоговел перед Белинским и ,


кажется, всех больше любил его за свою жизнь .


Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал


советами, старался привлечь его  к более активному  сотрудничеству в


журнале Отечественные записки , где возглавлял критический отдел. Однажды


Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение В дороге , в


котором говорилось о печальной  судьбе простой  крестьянской  девушки,


воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-


своему доброго парня-ямщика. Послушав стихотворение Белинский, по словам


И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: Да знаете ли


вы, что вы поэт – и поэт истинный?


Отныне каждое  стихотворение Некрасова воспринималось в кружке


Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве которого


находили свое отражение важнейшие принципы натуральной школы : интерес


к жизни простого народа – и в первую очередь трудового крестьянства и


городских низов, –  ненависть к крепостному  праву, ко всякого рода


бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.


Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской


жизни: о судьбе мужика – вахлака , который осмелился полюбить дворянскую


дочь ( Огородник ), о бедняке которому уготована одна дорога – К кабаку


( Пьяница ), о сельской красавице, которую ожидает горькая  доля  русской


женщины ( Тройка ). Одновременно поэт с гневом пишет и чиновнике, который


ради карьеры не гнушается никакими средствами и доползет ужом до хорошего


местечка , купит дом и схватит нужный крупный  чин  ( Колыбельная


песня ), об алчном и лицемерном буржуа-накопителе ( Современная ода ).


В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова


как издателя. Поэт оказался  прекрасным организатором. Он почувствовал,


что прошло время более тесно сплотить ряды передовых русских  литераторов,


объединить их вокруг одного печатного органа  с  единой  идейной  и


художественной платформой. И в этом  его поддержал и  оказал  самую


существенную помощь Белинский. В 1844 – 1845 годах Некрасов выпустил два


тома альманаха Физиология Петербурга , а в  1846  году Петербургский


сборник .


Альманахи, подготовленные Некрасовым, открыли русскому  читателю


неведомые ранее стороны российской действительности, познакомили с новыми,


почти не встречавшимися в литературе героями (дворники, прачки, шарманщики


и др.), обострили внимание к социальным вопросам. Кроме того, некрасовские


альманахи дали  возможность представителям натуральной школы , лучшим


писателям гоголевского направления выступить единым фронтом, заявить о себе


как о главной, ведущей силе в русской литературе.


Альманахи Физиология Петербурга и Петербургский  сборник были


тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой  критики в


лице Белинского.


Успех окрылил Некрасова,  и  он  задумал  новое  литературное


предприятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать,


по его мнению, оплотом передовой русской  общественной и литературной


мысли. По замыслу Некрасова, новый  журнал должен был вести борьбу с


крепостничеством, с основонием самодержавного строя и  с  реакционной


литературой. С помощью друзей поэт вместе  мс писателем И.И. Панаевым в


конце 1846 года взял в аренду журнал Современник , основанный еще  А.С.


Пушкиным.


Первый номер обновленного Современника вышел из печати в январе


1847 года. Это было событие  огромного  общественного и литературного


значения. В России  появился наконец  журнал, открыто выступавший за


освобождение крестьян и возглавлявший борьбу лучших сил передовой  русской


интеллигенции против мерзостей гнусной российской  действительности


(В.Г.  Белинский).  Направление   Современника  было  охарактеризовано


Белинским  в  статье   Взгляд  на  русскую  литературу  1846  года ,


опубликованной уже  в первом  номере некрасовского журнала . В  ней


говорилось: Если бы нас спросили, в чем состоит  отличительный характер


современной русской литературы, мы отвечали бы: в более и более тесном


сближении с жизнью, с действительностью…



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"