Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Школьное сочинение на тему особенности жанра «Мертвые души»

21.07.2011

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость обывателей. «Миргород», «Арабески», «Ревизор», «Женитьба», «Нос», «Мертвые души» – едкая сатира на существующую действительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Гоголя главой новой реалистической школы: «Со временем выхода в свет «Миргорода» и «Ревизора» «русская литература приняла совершенно новое направление». Критик считал, что «свершившаяся истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но не оговаривает нее, он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого». Гоголь давно мечтал написать произведение, в «котором бы выявилась вся Русь». Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо «Приключения Чичикова, или мертвые души». Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того чтобы поэма была издана.


Писатель-сатирик, обращаясь к «тени мелочей», к «холодным, раздробленным, повседневным характерам», должен обладать тонким чувством меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о тяжелом, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова: «Кто же как ни автор должен сказать святую правду!». Только истинный сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на свет горькую правду, тем самым способствуя движению России вперед. В «Ревизоре» Гоголь «собрал в одну кучу все дурное в России», вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, дураков, лжецов и т. п. В «Ревизоре» все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека «с необыкновенной легкостью в мыслях», превращение Хлестакова с трусливого «елистратишку» в «генерала» (ведь окружающие принимают его именно за генерала), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двух, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.


Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, потому что еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя «Божественная комедия» состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, сопровождающего лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей Родины – Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы «Мертвые души» идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте «Божественная комедия», называемая «Ад».


Итак, отправимся за героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым. С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, потому что читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Новосибирским. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи построены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, его рассматривать как отдельный образ нельзя, воспринимать как положительный (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость мнимая: «Позвольте этого вам не позволят»), но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает чертами характера, но в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это – символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопления. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор».


В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества. Особое место в поэме занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма повествования предоставляет повести жизненный характер: она обличает правительство. Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России. Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении: он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю. Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием – характеристика персонажа через деталь. Гоголя можно назвать «гением детализации», так точно детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит, например, описание имения и дома Маниловых.


Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Этот замысел можно сравнить со второй и третей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"