Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Воспитание как деятельность, направленная на достижение целей образования

20.07.2011

Воспитание является одним из основных понятий в педагогическом процессе. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, характеризующее воздействие общества на личность. В этом случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Однако взаимосвязи этих понятий можно охарактеризовать как отношение части к целому. Социализация отражает процесс социального развития человека в результате воздействия всей совокупности факторов бытия. Одним из основных в совокупности этих факторов является воспитание.


Воспитание в узком смысле рассматривается как особая деятельность преподавателей для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.


Важнейшая проблема педагогики состоит в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на учащихся. Общество может предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и влиять на решение этой проблемы.


Воспитание должно учитывать движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать все возможное положительное влияние общественной и природной среды. Вместе с тем, воспитание призвано ослаблять отрицательные и неблагоприятные воздействие внешней среды на формирование личности.


Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс формирования личности с помощью специфических педагогических воздействий в соответствии с определенным идеалом, следует отметить три существенных признака воспитания как педагогического понятия:


Целенаправленность, наличие социально-культурного ориентира, идеала.


Соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества.


Наличие определенной системы организованных воздействий и влияний.


Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию – когда учащийся освобождается от зависимости от воспитывающих его людей и свое “Я” превращает в объект самовоспитания в целях самосовершенствования и саморазвития. Основными приемами самовоспитания являются самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение.


Воспитание, как любой процесс, можно представить в виде последовательно реализуемых функций:


1. Аналитическая функция, т. е. изучение личности и ее развития.


2. Диагностическая функция — выявление реального уровня развития человека и установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование его личности.


3. Прогностическая функция, которая проявляется как целеполагание (формулирование ожидаемого результата и условий его достижения).


4. Проектировочная функция, реализуемая путем разработки программ и планов, выбора способов деятельности, направленных на достижение целей.


5. Организаторская функция, проявляющаяся в формировании мотиваций развития личности, в просвещении, в общении и т. п.


6. Контрольно-оценочная функция, направленная на выявление и оценку результатов воспитания.


Все эти функции взаимосвязаны и обусловлены внутренней логикой воспитания.


К важнейшим факторам воспитания можно отнести: во-первых, целенаправленную воспитательную деятельность семьи; во-вторых, деятельность учреждений общественного воспитания (школы, колледжа, университета и т. п.); в-третьих, воздействие учреждений культуры, здравоохранения, а также общественных организаций и объединений.


Цели воспитания следует рассматривать в различных аспектах: это формирование знаний и способов учебно-познавательной деятельности, формирование мотивации и опыта деятельности, формирование культуры и опыта общения, формирование субъективно-личностных отношений.


Не случайно в Законе РФ “Об образовании” стратегическая цель образования не сформулирована. Законодатели ограничились лишь определением основных направлений воспитательной деятельности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье #8230;” (ст. 2).


Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих аспектах:


Умственное воспитание;


Воспитание гражданское;


Нравственное воспитание;


Эстетическое воспитание;


Трудовое воспитание;


Физическое воспитание.


Рассмотрим более подробно задачи каждого из этих видов воспитания и пути их решения.


Основными задачами умственного воспитания являются: развитие познавательных интересов и потребности в самообразовании; формирование опыта познавательной деятельности и способности к творчеству; развитие эрудиции, формирование мировоззрения, овладение системой научных и прикладных знаний; формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, к самому себе.


Перечисленные выше задачи умственного воспитания решаются в учебном процессе (в соответствующих учебных заведениях), в процессе самообразования, в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, в результате влияния средств массовой информации.


К важнейшим задачам воспитания гражданственности следует отнести формирование гражданского сознания, гражданских чувств и качеств (патриотизма, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, ответственности за свои убеждения), формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности.


Пути осуществления этих задач должны охватывать учебный процесс, правовое и политическое просвещение, использование потенциала СМИ, воспитательную работу в учебных заведениях, семейное воспитание, участие в общественных организациях, самообразование.


Первостепенными задачами нравственного воспитания считаются: формирование нравственного сознания (нравственного идеала, этических ценностей, моральной мотивации); развитие нравственных чувств (таких, как принципиальность, долг, совесть, честь, доброта и т. п.); формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям (говорить правду, отстаивать добро и т. д.). Для решения этих задач необходимо использовать потенциал учебного процесса, возможности учреждений культуры, семейное воспитание.


Эстетическое воспитание имеет такие задачи, как формирование эстетического сознания, развитие эстетических чувств (вкусов), обучение художественно-творческой деятельности. Пути осуществления этих задач — эстетическое образование, приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях образования и культуры.


Трудовое воспитание предполагает решение следующих задач:


Формирование мотивации (потребности, интереса и т. п.) трудовой деятельности;


Воспитание позитивного отношения к труду как к форме самореализации человека;


Выработка системы знаний, необходимых для выбора профессии и осуществления трудовой деятельности;


Формирование опыта производительной деятельности;


Умение применять теоретические знания на практике.


Задачи трудового воспитания решаются в процессе получения общеобразовательной подготовки, трудового обучения и трудовой деятельности.


К задачам физического воспитания относятся:


Развитие интереса к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой и спортом;


Формирование системы знаний об анатомо-физиологических особенностях функционирования человеческого организма, об основах гигиены и о мерах по обеспечению безопасности жизнедеятельности;


Развитие волевых и спортивных качеств (силы, ловкости, выносливости и т. п.);


Укрепление психической уравновешенности.


Пути решения этих задач — приобщение к спорту, систематическое выполнение комплексов физических упражнений, посещение спортивных учреждений, участие в спортивных соревнованиях и др.


Страницы: 1 2


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"