Головна | Правила | Додати твір | Новини | Анонси | Співпраця та реклама | Про проект | Друзі проекту | Карта сайта | Зворотній зв'язок

Воспитательная функция обучения

21.07.2011

Процесс обучения осуществляет воспитательную функцию, выступая в роли одного из средств воспитания. В ходе обучения у человека складываются научные представления о мире и себе самом, что способствует решению задач воспитания, формирования определенных качеств и свойств личности, ее мировоззрения.


Воспитательная функция обучения проявляется в помощи человеку понять свое истинное предназначение, обрести смысл существования, реализовать себя как личность, найти свой жизненный путь. Если раньше концепция образования была излишне идеологизирована и утверждала целостную, законченную картину мира, что приводило к жесткой заданности учебных программ и однообразию методов обучения, то в последнее десятилетие с признанием плюрализма мнений и суждений появились изменения в учебном процессе. Сегодня преподаватель может разрабатывать авторские программы и курсы. Методологический плюрализм позволяет использовать более соответствующие духу времени стратегии преподавания, которые способствуют развитию у человека творческого отношения к миру. До недавнего времени в условиях авторитарного политического режима доминирующим приемом изложения учебного материала был такой, в ходе которого выяснялось решение поставленной проблемы в различных теориях, а затем выдавался один, наиболее предпочтительный, в соответствии с господствующей идеологией, вариант решения. Для сегодняшней стратегии преподавания, как правило, характерно сохранение в процессе представления учебного материала обозначение проблемы и вариантов ее решения разными школами и направлениями. И при этом не делается окончательного выбора в пользу какого-либо решения. Кроме того, сегодня акцент делается на понимание образования как сотворчества. В обучении ведущей становится практика межличностного общения, предполагающая диалог всех субъектов образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие, а не педагогическое воздействие лежит в основе современного обучения и воспитания.


В настоящее время все большее распространение получает концепция гуманистического воспитания. Цель гуманистического воспитания – всесторонне и гармонично развитая личность, формирующаяся на основе саморазвития и самореализации.


Цель гуманистического воспитания выдвигает и адекватные ей задачи, к числу которых можно отнести:


- философско-мировоззренческую ориентацию личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;


- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы развития физических и духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также осознание ответственности за результаты деятельности;


- приобщение личности к ценностям культуры и выработка собственного отношения личности к ним;


- раскрытие норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного примера;


- развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам, саморегулированию поведения и деятельности;


- возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма, уважения к законам страны и гражданским правам личности стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;


- формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал;


- развитие установок и представлений о здоровом образе жизни.


Решение всех перечисленных задач даст возможность создать фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызовет потребность строить и совершенствовать мир, общество, себя.


Упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений приводят к развитию психики человека на уровне восприятия.


В основе восприятия лежат два вида нервных связей. Во-первых, это связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но раздражитель может быть комплексным, например, мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Во-вторых, межанализаторные связи, т. е. связи, образующиеся в пределах разных анализаторов. Благодаря этим связям мы можем отражать в восприятии такие свойства предметов, для которых нет специально приспособленных анализаторов. Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.


Восприятие — это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Садясь за парту, мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чувствуем твердость дерева, гладкую поверхность, т. е. посредством ощущения определяем свойства парты. Одновременно у нас возникает целостный образ парты со всеми ее свойствами — конструкции, цвета, твердости материала и т. п. Можно сказать, что восприятие выражается совокупностью образных ощущений. При этом оно не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с такими присущими ей особенностями, как предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.


Предметность восприятия определяется как отнесенность сведений, получаемых из внешнего мира, к предметам этого мира. Мы видим не просто белое, а белый снег, белый цветок, белый халат, слышим звуки человеческого голоса, пение птиц, воспринимаем вкус конфеты и т. п. Итак, предметность формируется только в том случае, когда осуществляется взаимодействие анализаторов с самими предметами.


Предметность образуется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Если нарушаются двигательные процессы в анализаторах и контакт с предметом невозможен, то предметного отражения не происходит. Так, при сохранении чувствительности зрительного анализатора, но при полной неподвижности глазных яблок больной теряет возможность восприятия и способен лишь ощущать все видимое как сплошной световой поток.


Целостность и неразрывно связанная с нею структурность восприятия означают, что психика нормального человека настроена на восприятие именно предметов, а не отдельных линий, пятен и т. п. В одном из экспериментов испытуемым предлагался следующий рисунок:


На нем изображены треугольник, квадрат, а также три узкие аллеи или две широкие дороги. На самом деле рисунок состоит из отдельных штрихов и линий, которые изображают треугольник, квадрат, дороги. Однако автоматически, без вмешательства сознания, все на рисунке видят одно и то же: треугольник, квадрат, дороги или аллеи. Другими словами, живя в мире целостных и структурированных предметов и их изображений, люди выработали способность именно так воспринимать все, что их окружает.


Ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире человеку помогает такое свойство восприятия, как константность. Константность есть независимость восприятия свойств предметов от условий, в которых это восприятие происходит. Благодаря этому свойству человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д.


Страницы: 1 2 3


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
© 2000–2017 "Литература"